×
Политика Политика

«Финны не хотят, чтобы НАТО решал проблемы их руками»

Источник изображения: tvc.ru

1 июля по приглашению Хельсинки Владимир Путин посетит Финляндию. О значении визита и российско-финских отношений RuBaltic.Ru рассказал президент Российской ассоциации прибалтийских исследований, профессор Санкт-Петербургского государственного университета, доктор экономических наук Николай МЕЖЕВИЧ.

– Николай Маратович, чем интересен предстоящий визит российского президента в Финляндию?

– Интрига заключается в том, что Финляндия – страна, обладающая более значимым голосом в Европейском союзе, чем многие другие страны, сопоставимые по населению, экономике и размерам. С чем это связано? Финляндия и финские эксперты небезосновательно позиционируют себя специалистами по России. Подчеркну именно это обстоятельство в связи с тем, что специалистами по России считают себя и наши польские соседи, и, как ни удивительно, соседи из Литвы, Латвии и Эстонии. На сегодняшний день это не соответствует действительности. 

Общая история и единое в прошлом государство не даёт прибалтийским экспертам оснований говорить, что они разбираются в российских процессах. 

С Финляндией сложилась иная ситуация. Общее прошлое с Россией находится достаточно далеко – ему уже минимум 100 лет. Тем не менее финны эффективно торговали и взаимодействовали с Советским Союзом и Россией. Не забываем мы и череду военных конфликтов между нами. Разноплановый опыт взаимодействия с Россией, позитивный и негативный, привёл финнов к чёткому пониманию, что Россия – серьезный партнёр со специфической экономической моделью. Финские эксперты признают, что с Россией очень непросто вести бизнес, но если его вести, то прибыль будет больше, чем где бы то ни было в Европе. Это правда.

Поэтому далеко не все финские политические круги и уж тем более бизнесмены восприняли с восторгом решение ЕС (которое активно лоббировала Прибалтика и, как ни странно, соседи финнов шведы) объявить России санкционную войну и потом неоднократно продлевать санкционный режим.

Для финской экономики российский рынок (до этого – советский, до этого – российский имперский) всегда был важнейшим фактором развития. И нетрудно заметить, что, когда торговые связи с Россией были эффективными, финская экономика развивалась весьма динамично. Когда они по каким-то причинам, внешним или внутренним, прерывались, у финской экономики начинались очень большие проблемы. Безработица в Финляндии, по разным оценкам, 8–10% – это много для финнов, которые признают высокие гарантии и условия труда. Такая безработица, в том числе, взялась из-за разрыва связей с Россией. При этом всё, что можно было сохранить благодаря переносу производств в Россию, взаимным инвестициям в третьи страны и прочим методам выхода из санкционного режима, финны использовали. Так что отношения с Финляндией сегодня совсем другие, чем с Эстонией, Латвией, Литвой, Польшей и Швецией. 

– Чем вызван приезд Путина в Финляндию? Ведь именно финская сторона была инициатором встречи. 

– Причин много. Существует несколько важных совместных проектов в энергетической сфере, в атомной энергетике. Опять же, если, к примеру, в Литве раздаются странные реплики по поводу эффективности и возможностей российской атомной отрасли, то финны заключили контракт с «Росатомом», который ведёт работы по строительству АЭС «Ханхикиви-1» в Финляндии. Существуют огромные взаимные инвестиции в пищевую промышленность и иные сектора экономики.

Помимо, безусловно, важных бизнес-вопросов есть широкая политическая повестка дня. 

Не секрет, что в Финляндии более 20 лет идёт дискуссия о вступлении в НАТО в той или иной форме. Я хорошо помню, как это начиналось. Но в силу ряда причин, в том числе внешнего воздействия на Финляндию, данная дискуссия актуализировалась. Поэтому, вероятно, прагматичные финны хотят ещё раз из первых рук услышать соображения о ситуации в области безопасности в регионе Балтийского моря, о возможном характере отношений между двумя странами. 

Не думаю, что предстоят простые переговоры. Но я абсолютно уверен, что при любом результате подобные переговоры необходимы, потому что Финляндия зарекомендовала себя как партнёр, который умеет слушать, а не только говорить. 

– В июне на юге Финляндии проходили учения НАТО Baltops 2016. Российские политики высказывали раздражение и беспокойство по этому поводу. Будет ли обсуждаться этот аспект натовского направления? 

– Вопрос достаточно серьёзный. Финны всегда России говорят: «Господа, мы на своей территории имеем право проводить любые учения». На что Россия всегда отвечает: «Господа, так никто же не спорит. И мы на своей территории имеем право проводить учения». После подобных обменов мнениями, которые происходят регулярно, естественно, встаёт вопрос: что дальше? Будем повышать градус напряжённости или аккуратно искать выход из положения? Стоит отметить, что военный потенциал Финляндии убедительно высок. По артиллерийским системам, танкам и частично авиации Финляндия не просто обгоняет Швецию, но и является одним из лидирующих государств Европы. Это связано как с историческими причинами, так и с подходом финского Генерального штаба к национальной обороне.

Финнам есть чем защититься от гипотетической угрозы.

По этой причине у части финских политиков и возникает вопрос, зачем тогда нужен НАТО? Сами по себе учения Baltops 2016 не могут сегодня считаться главной угрозой, поскольку всё-таки за ними пока не следует размещение воинских контингентов, пусть даже ограниченных, либо политических решений в этом направлении. Однако российская негативная оценка учений очевидна. Вряд ли она может быть предметом дискуссии. Но российско-финские отношения подлежат ревизии и реанимации, опять же в отличие от экономических и политических отношений с Литвой, с которыми я пока вообще не представляю, что можно будет сделать в ближайшие годы, – настолько они сложные. 

– Вы упомянули Швецию. Как раз недавно финскому президенту Саули Нийнистё пришлось вступить в публичную перепалку с экс-министром обороны Швеции Карин Энстрём, которая заявила, что в Швеции не понимают, зачем финны приглашают к себе Путина. Как Вы прокомментируете этот инцидент?

– Это был очень интересный и показательный эпизод. В Швеции антироссийскую пропаганду избрали способом решения внутренних проблем, коих в стране предостаточно. В этом контексте стоит вспомнить хотя бы российскую подводную лодку, которую в 2014 году полтора месяца искали у шведских берегов. Потратили колоссальные деньги, и в итоге выяснили, что никакой подлодки не было. Но когда её искали, кричали все СМИ Швеции и не только. А когда выяснилось, что это была ошибка, об этом напечатали на 15-й странице малотиражных изданий. При таком подходе финны очень не хотят, чтобы их руками шведы или НАТО решали свои проблемы.

– Также в июне финская газета Helsingin Sanomat написала, что Финляндия – удобный инструмент России по расколу ЕС. Что можно сказать об этом мнении?

– Грустно читать такое. Данная газета, в общем-то, всегда старалась придерживаться взвешенной, центристской позиции. У России нет заинтересованности раскалывать Евросоюз. Он раскололся сам. Лучше бы Helsingin Sanomat обсуждала собственные проблемы, связанные с евроскептиками, которых, между прочим, в стране немало и становится больше, а не искала виноватых в своих проблемах среди соседей. Позиция России относительно единства Евросоюза неоднократно высказывалась. Могу только добавить как экономист: падение индексов на британских и европейских фондовых рынках в том числе ударяет и по России. 

Что касается санкционных режимов: если кто-то ещё не понял, что они имеют взаимно бесперспективный характер, то может подождать ещё пару лет.

– После встречи с министром иностранных дел РФ Сергеем Лавровым его финский коллега Тимо Сойни встретился с российской оппозицией, включая Михаила Касьянова. Как стоит воспринимать этот шаг?

– Наша оппозиция настолько колоритна, непредсказуема и неэффективна, что я только рад, что финские чиновники с ними встречаются. У них появляется возможность оценить этих политиков вживую. Что конкретно обсуждалось, мне неизвестно, но сама встреча вписывается в канон международных отношений между соседями. Другое дело, что я бы очень хотел посмотреть, как отреагировали бы финские СМИ на встречи, скажем, руководителей России с финнами, придерживающимися откровенно антибрюссельской позиции. Полагаю, крики и шум по этому поводу было бы слышно на Камчатке включительно. 

– Отмечается, что отношения России и Финляндии остаются неконфронтационными. Президент Нийнистё признал, что Россия не несёт угрозы его стране. Удастся ли Хельсинки сохранить свой курс, несмотря на напряжённую геополитическую ситуацию в Европе? 

– С точки зрения истории Финляндия – молодое государство. Но государство с опытными политиками и дипломатами. Думаю, они понимают, что жить в мире и если не дружбе, то хотя бы в условиях взаимовыгодного сотрудничества гораздо интереснее, чем рыть окопы вдоль длинной линии государственной границы. Кстати, это 1500 км…

Подписывайтесь на Балтологию в Telegram!

Новости партнёров