Тема недели:
Евродепутат: вмешательство России спасло Сирию и Европу
Интервью с депутатом Европейского парламента от Латвии (социал-демократическая партия «Согласие») Андреем Мамыкиным.
Пятница
20 Января 2017

Марш Китая в Восточную Европу: следствия для ЕАЭС

Автор: Вячеслав Сутырин

Марш Китая в Восточную Европу: следствия для ЕАЭС

30.11.2015  // Фото: scmp.com

На минувшей неделе в китайском Сучжоу прошел саммит Восточная Европа — Китай (16+1). Во встрече приняли участие руководители КНР и 16 государств — восточноевропейских членов ЕС и балканских стран. Пекин усиливает экономическое присутствие в Восточной Европе. Превратит ли приход Китая регион в «мост» между Западом и Востоком? Что означает рост китайской мощи для Евразийского экономического союза?

Дипломатия «чековой книжки»

Как часто бывает при встрече с новым — и надежды, и страхи, возникшие в мире в связи с подъемом Китая, могут оказаться преувеличенными. Не исключение здесь и Восточная Европа. Общий объем товарооборота между странами региона и Китаем составляет сегодня $60 млрд. Это 10% от торговли Китая с Евросоюзом. Китай концентрируется в Восточной Европе в основном на крупных транспортных проектах: железных дорогах, портовых и логистических комплексах и т.д.

Если же посмотреть в разрезе импорта и экспорта каждой из стран Восточной Европы, то здесь доля Китая варьируется в основном в пределах 5–10%.

Говорить об экспансии Китая в Восточную Европу явно преждевременно.

Вместе с тем китайская дипломатия «чековой книжки» приносит свои дивиденды. Подход Китая отличается от западного тем, что не привязывает экономику к идеологии, сглаживая политические противоречия. Однако конкретные условия сотрудничества с Китаем являются достаточно жесткими. Китай предоставляет связанные кредиты — для приобретения продукции и услуг китайских компаний. Кроме того, Пекин любит выдвигать громкие проекты, зарабатывая имидж «экономической сверхдержавы», которые затем далеко не всегда реализуются. Так, по экспертным оценкам, многие страны получают не более 10% от обещанных Китаем инвестиций и кредитов.

Сегодня можно услышать предположения, что приход Китая в Восточную Европу послужит нормализации отношений между Западом и Россией, снизит остроту антироссийских позиций отдельных восточноевропейских и прибалтийских стран. Подобные надежды как минимум преждевременны.

Китай не сможет и не собирается предоставлять военные гарантии странам Восточной Европы — это прерогатива НАТО и Вашингтона.

Следовательно, внешнеполитический вектор стран региона будет по-прежнему зависеть не столько от позиции Китая, сколько от настроений за Атлантическим океаном. К слову, торговое сотрудничество и закупки значительной части энергоносителей из России также не сильно смягчают внешнеполитические порывы ряда восточноевропейских правительств.

Зыбкие дороги Шелкового пути

Белорусские эксперты возлагают большие надежды на сотрудничество с Китаем и реализацию проекта Экономический пояс Шелкового пути. Китай является пятым по величине торговым партнером Белоруссии. По итогам 2014 г. товарооборот составил около $3 млрд (менее 5% от общего внешнего товарооборота Белоруссии). Также Китай открыл линию связанных кредитов для Минска под закупки китайской продукции и строительство подрядчиками из Китая индустриального парка «Великий камень». Вместе с тем за 2014 г. из банков КНР в страну было привлечено государственных займов на сумму около $600 млн (к примеру, из России за тот же период привлечено $4,5 млрд). В общем объеме инвестиций в Белоруссию в 2014 г. китайская доля составила лишь 2% (около $300 млн).

Тем не менее перспективы развития сотрудничества есть — один из сухопутных маршрутов Экономического пояса Шелкового пути из Китая в Европу может пройти через Белоруссию. Сейчас по сухопутным транспортным коридорам перевозится менее 1% от товарооборота между Азией и Европой, однако в будущем эта цифра может возрасти до 10%.

На суше Китаю по политическим причинам выгодно иметь выбор между маршрутами, и основная конкуренция будет разворачиваться между тремя транспортными коридорами: через Иран и Турцию (наиболее дорогостоящий и нестабильный маршрут), Каспий и Кавказ (поддерживается ЕС), а также через север Восточной Европы. Через территорию Казахстана могут пройти все три маршрута, но через Белоруссию — лишь последний.

Основной маршрут Шелкового пути в Европу сегодня — морской, через Индийский океан. Китай вкладывает большие деньги в развитие портов и железных дорог на всем его протяжении — от Пакистана до Греции. Главная задача Китая — создать альтернативу Малаккскому проливу. Через него сегодня проходит львиная доля сырья, необходимого для китайской экономики, однако де-факто военный контроль над проливом имеют США. В Шелковый путь Китай планирует инвестировать $40 млрд. Но только в строительство экономического коридора в Пакистане, который даст Китаю прямой выход в Индийский океан, планируется вложить $46 млрд.

Большая Евразия

Сухопутный коридор из Китая в Европу будет развиваться, так как в этом заинтересованы все народы, населяющие Евразию.

Сближение Китая со странами ЕАЭС продиктовано не ситуативными, а стратегическими интересами.

Это не только сухопутные связи с Европой и развитие западных районов Китая, слабо связанных с восточным побережьем. Это и совместная работа по уравновешиванию мирового влияния США, а также поддержание стабильности Центральной Азии, борьба с терроризмом и наркотрафиком.

Однако сегодня очевидно, что «благотворительностью» Китай заниматься не будет и выстраивание равноправных отношений с ним требует выработки единой стратегии стран ЕАЭС. Рост стоимости рабочей силы, социальных и коммунальных расходов снижает глобальную конкурентоспособность Китая, вынуждает страну карабкаться вверх по пирамиде добавленной стоимости производимой продукции. Здесь мы являемся потенциальными экономическими конкурентами.

В этих условиях ЕАЭС нельзя прогадать со стратегическими целями.

Ставка на роль «моста» между Европой и Азией приведет к тому, что Евразийский союз превратится в производную от интересов иных геополитических центров.

В этом случае практически неизбежно поглощение рынка ЕАЭС конкурентами с Запада и Востока и утрата геополитической самостоятельности.

Альтернативой является ставка на укрепление ЕАЭС в качестве самостоятельного геополитического полюса. Речь идет не о самоизоляции, но об использовании общего внутреннего рынка для развития высокотехнологичной промышленности, создания территорий опережающего развития. В ЕАЭС будут сняты таможенные барьеры и создана общая нормативно-правовая база, что позволит запустить единую логистическую компанию. Кроме того, в ближайшее десятилетие планируется выход на общий рынок электроэнергии и нефтегаза внутри ЕАЭС. Решение данных задач будет соответствовать интересам Китая, стабилизируя Центральную Азию и создавая привлекательные условия для торговли и транзита в Европу через ЕАЭС. Перспективным является и координация усилий между ЕАЭС-ОДКБ и ШОС для парирования угроз безопасности в регионе. Как говорили великие, ветер задувает свечу, но раздувает огонь. Тесная координация усилий в рамках ЕАЭС позволит Союзу стать бенефициаром, а не жертвой меняющегося баланса экономической мощи в мире. Нравится это кому-то или нет, но Восточной Европе в итоге тоже придется приспосабливаться.

Комментарии
Читайте также
Новости партнёров
Загрузка...

RuBaltic.Ru 2.0: Три первых шага 2017 года

RuBaltic.Ru 2.0: Три первых шага 2017 года

В 2017 г. аналитический портал RuBaltic.Ru вступает и с новым видением наших приоритетов, которые, как нам кажется, больше соответствуют обстановке в мире.

Бойтесь миротворцев

Бойтесь миротворцев

Холодная Война вроде бы уже двадцать семь лет закончилась, а такое ощущение, что всё у нас еще впереди.

Литва или Северная Корея?

Литва или Северная Корея?

Современная Литва нередко практически не отличима от КНДР. Сумеете ли Вы отличить Литву от Северной Кореи?

Как из Литвы культурные ценности в Германию вывозили

Как из Литвы культурные ценности в Германию вывозили

Из Литвы, как и с других оккупированных территорий, в Германию вывозились культурные ценности. С 1 сентября 1941 г. в эту акцию включилось и подразделение штаба Розенберга. Розенберг лично контролировал этот процесс.

Попробуйте новый дизайн!

Дорогой читатель, предлагаем Вам попробовать новую версию нашего сайта. Вы в любой момент сможете вернуться к текущей версии сайта, а также оставить свой комментарий и оценку.

Попробовать!
Нет, спасибо