×
Политика Политика

Политические баталии испортили польскую «Песню года»

Обвинения в цензуре и провокациях фактически поставили на грань срыва легендарный Опольский музыкальный фестиваль. Исполнители объявили бойкот, а мэр города, где должно было проходить это мероприятие, разругался с общественным телевидением, контролируемым консерваторами из правящей партии «Право и справедливость» («ПиС»).

Ежегодный Национальный фестиваль польской песни в Ополе проходит с 1963 года. По сути, это польский вариант шоу «Песня года», когда страна отмечает лучшие хиты, прозвучавшие за последние двенадцать месяцев. Есть в нём и черты «польского Сан-Ремо»: между участниками разыгрывается ряд специальный премий. Наряду с международным фестивалем в Сопоте это главное музыкальное событие страны. 

Как отмечает The Financial Times, фестиваль в Ополе не отличается размахом, зато глубоко пустил корни в сердца многих поляков. 

Бойкот и КОД

В этом году торжество должно было пройти 9–11 июня, но теперь его будущее под большим вопросом. Традиционным спонсором и организатором фестиваля выступает общественный вещатель «Польское телевидение» (TVP). Придя к власти, первым делом консерваторы реорганизовали канал. Прежнее руководство в знак протеста ушло в отставку. На пост нового главы TVP был назначен партийный функционер Яцек Курский. 

Яцек Курский (в центре)Яцек Курский (в центре)

Будучи политтехнологом «Права и справедливости», он заслужил скандальную репутацию беспринципного сторонника «ПиС», за что и получил прозвище «бультерьер Качиньского». Многие журналисты приняли Курского в штыки, но даже без него проводимая правящей партией реформа СМИ вызвала шквал критики со стороны европейских и международных организаций от «Репортеров без границ» до Европейского вещательного союза, который занимается «Евровидением».

Польшу обвиняли в давлении на медиа, в то время как в «ПиС» заявляли, что ставят СМИ на подлинную службу народу.

Атмосфера вокруг фестиваля начала сгущаться после того, как в блогосфере и газетах появилась информация о том, что Курский якобы ведет «черный список» неугодных артистов. Среди них называлась популярная певица Кая. 

Как и многие «селебрити» и общественные деятели, она поддерживала Комитет защиты демократии (КОД) — движение, организующее массовые акции протеста против курса консерваторов. Кроме того, в начале октября 2016 года певица участвовала в акции «Черный понедельник» — марше женщин против ужесточения ограничений на право аборта. Возникли слухи, что теперь в качестве мести власти собираются запретить ей выступать в Ополе.

Курский наличие каких-либо запретов опроверг, но цепная реакция была запущена. Кая отказалась от участия в знак «единства с теми, кто подвергался цензуре». Ее примеру последовали Катажина Носовская, Анна Домбровская, Анджей Пясечны, рок-группа Rectus и другие — всего к бойкоту фестиваля присоединились более 20 исполнителей. Особенно досадным стал отказ от участия заслуженной поп-дивы Марыли Родович, изначально планировавшей отметить в Ополе 50‑летний юбилей своего творчества. 

Помимо протеста против деятельности Курского во главе TVP, исполнители и музыканты использовали шумиху вокруг фестиваля как повод для того, чтобы покритиковать министра культуры и народного наследия Петра Глинского (он тоже обвиняется в давлении на театры и цензуре).

Петр ГлинскийПетр Глинский

«Встретимся в суде»

На сторону протестующих встал мэр Ополе Аркадиуш Вишневский. Он разорвал контракт с TVP и объявил, что местные власти будут впредь организовывать фестиваль своими силами. Само мероприятие ориентировочно перенесли на осень. Пока что мэрия распорядилась заблокировать команде TVP доступ к сцене и прочей инфраструктуре. 

Курский решил провести альтернативный фестиваль в Кельце, пригрозил городу Ополе «громадными финансовыми последствиями» и собрался подавать в суд.

Судебные иски руководитель TVP намерен подать против ведущих изданий Gazeta Wyborcza и Newsweek Polska — за распространение фальшивых новостей о цензуре. Висьневский в ответ обещал подать «многомиллионный» встречный иск.

Власти обвинили оппозицию в очередной провокации. Министр культуры Глинский, в частности, утверждал, что, подстрекая артистов к бойкоту, конкуренты «ПиС» пытаются разрушить польскую демократию.

Оппозиционно настроенные журналисты тем временем сравнивают нынешний протест с борьбой польской творческой интеллигенции против коммунистического режима, а «ПиС» уподобляют советской власти, которая специально организовывала концерты «своих», одобренных партией артистов.

«Общественное телевидение прогнило, — считает арт-директор Опольского фестиваля Яцек Кенцик. — В прошлом году я работал на Гран-при в Ополе, и это был мой первый концерт после смены [власти]. На концерте появился политрук. Его главной проблемой было сделать так, чтобы Яцека Курского не освистали. К счастью, его освистали».

С временами Польской Народной Республики сложившуюся ситуацию роднит и весьма символическое обстоятельство: ранее фестиваль польской песни в Ополе срывался лишь единожды — в 1982 году из-за введенного коммунистами военного положения.

Подписывайтесь на Балтологию в Telegram!

Новости партнёров