×
Политика Политика

Чемодан КГБ без ручки: латышские политики боятся самих себя?

Источник изображения: www.anypics.ru

«Мешки КГБ» в балтийских странах не историческое явление, а уникальный политический феномен. Особенность его состоит в том, что, появляясь периодически в политическом процессе этих стран, он наносит вред даже тем, кто и инициировал очередные «архивные расследования». В идеологических же условиях этих стран «мешки КГБ» превращаются в чемоданы без ручки: и выбросить нельзя, и нести неудобно.

В латвийском Сейме обсуждается вопрос о том, станут ли достоянием общественности списки жителей Латвии, которые в советское время сотрудничали с Комитетом госбезопасности СССР. Обсуждается в очередной раз. Необходимость вывести на чистую воду «пособников тоталитарного КГБ», засевших в высших эшелонах власти современной демократической Латвии, обсуждалась с первых же дней появления этой новой Латвии. И если 20 лет назад еще такие инициативы могли быть вполне искренним желанием «политиков морали» очистить коридоры государственных учреждений от «скверны», как они ее тогда представляли, то со временем эта тема перешла в разряд многочисленных политтехнологических инструментов. Однако, несмотря на постоянные дискуссии, «мешки КГБ» в Латвии так и не открыты.

Причины этого парадокса лучше всего просматриваются через реалии соседней, литовской, политики, в которой частичное открытие «мешков КГБ» - обязательный атрибут почти любой избирательной кампании. Исключением не стали и последние выборы 2012 г. в национальный Сейм. Инициаторами разоблачений тогда выступили главные борцы с советским прошлым – литовские консерваторы. Раз в неделю в СМИ вбрасывались новые документальные данные относительно конкретной партии о том, кто из ее членов имел связи с КГБ в советское время. Но оказалось, что и сама партия главных литовских патриотов не совсем чиста от советского прошлого: в результате той охоты на ведьм из СО-ХДЛ были исключены два ее члена Ромас Калвайтис и Стасис Окунявичюс.

Под аналогичные подозрения попадают периодически политики и в Латвии, причем партии власти здесь вовсе не исключение.

Перед парламентскими выборами 2011 г., например, журналисты намекали на порочащие связи члена правящего «Единства» Хайриса Озолса. Латвийский «Центр документирования последствий тоталитаризма» также доказал, что агентом КГБ был член Союза «зеленых» и крестьян Арвид Улме. А если к этому добавить еще и связи с КПСС, которая сейчас в балтийских республиках демонизируется не меньше чем КГБ, то госорганы этих стран могут вообще остаться почти без работников и даже без лидеров этих стран. Нужен ли политикам, старательно создающим образ истинного европейца, подобный пиар?

Очевидно, нет – решили в 2004 г. в латвийском Сейме и завязали «мешки КГБ» еще на 10 лет. Годы прошли, а элита в стране осталась прежней. «Для русскоговорящей части общества быть агентом КГБ — это, скорее, дело чести, а не позор, ведь КГБ помогал своей империи. С латышами иначе. Если кто-то и запачкается, то это будут латыши. Придется менять "иконы". Ведь в мешках были "иконы"», - свидетельствует бывший лидер латвийской Социал-демократической рабочей партии и по совместительству бывший лейтенант КГБ Латвийской ССР Юрис Боярс, которому, очевидно, не нужны архивные материалы, чтобы знать нелицеприятные факты из прошлого нынешних политиков.

А потому «латвийские иконы» вновь хмурят брови в попытке найти выход из сложившейся пикантной ситуации, вероятно, осознавая, что сами себя взяли в идеологические заложники.

В балтийских республиках на протяжении двух последних десятилетий проводится беспрецедентная для постсоветского пространства политика дискредитации своего советского прошлого, «мешки КГБ» в рамах которой - лишь одна из составляющих. Единственное, что не могут вычеркнуть нынешние прибалтийские патриоты из советского периода развития своих стран – это себя самих, которые повязывали пионерские галстуки, с гордостью получали комсомольский значок, носили у сердца партбилет и, конечно же, помогали доблестным чекистам хранить покой советской страны. И все бы ничего – было, да прошло.

Но своими антисоветскими истериками эти же политики задали систему политических координат, в которой вынуждены либо скрывать свое прошлое, либо бесконечно оправдываться за него, создавая новый слой мифов, но теперь конкретно о себе любимом.

Ярчайший пример снова находим в Литве: недавний политический кризис, спровоцированный «утечкой» якобы секретной справки ДГБ о том, что кремлевские провокаторы планируют пролить свет на темные пятна в биографии доктора Грибаускайте. А риторический вопрос в одном из материалов нашего портала о возможности работы литовского президента на КГБ неожиданно дошел лично до Грибаускайте, вызвав попутно бурю дискуссий о том, было ли это на самом деле или нет.

Для европейских стран подобные вопросы не становятся проблемой. Напротив, политическое напряжение, вызванное этими вопросами, вызывает у старых демократий ЕС недоумение, как в случае с вице-спикером Европарламента Мигелем-Анхелем Мартинес-Мартинесом. Но выхода из этого замкнутого круга не видно: пока в странах Балтии поддерживается прежняя историческая политика, проблемы биографий и «мешков КГБ» неминуемо будут всплывать в общественно-политической жизни, а политики, вытаскивая их, будут сами также неминуемо бежать от них.

В этот раз в латвийском Сейме предлагают завязать «чекистские мешки» еще на 30 лет. Такой срок дан Латвии для того, чтобы избавиться от страха самой себя?  

Подписывайтесь на Балтологию в Telegram!

Новости партнёров