×
Политика Политика

Депутат Сейма Латвии: правящие уже боятся потерять свою власть

Источник изображения: http://farm8.staticflickr.com/

До выборов в Европарламент остаётся один месяц. В Латвии эта избирательная кампания фактически накладывается и на парламентскую предвыборную гонку. Противоборство основных политических сил в Латвии и позицию страны по украинскому кризису портал RuBaltic.Ru обсудил с депутатом Сейма страны Андреем КЛЕМЕНТЬЕВЫМ:

- Г-н Клементьев, месяц остался до выборов в Европарламент. Насколько удачно, на Ваш взгляд, складывается пока эта избирательная кампания для партии «Согласие»?

- Нам сейчас нужно избирателей познакомить с новым «брендом». Мы стартуем сейчас без социалистов, поэтому надо, чтобы политики из «Центра согласия» ассоциировались с партией «Согласие».

В целом же, я думаю, удачно для нас складывается избирательная кампания. В эти дни начинаются как раз встречи с избирателями. Полагаю, что свои 2-3 места мы возьмём без проблем.

При этом, конечно, те проблемы, которые мы поднимаем в рамках нынешней избирательной кампании, будут подниматься и в условиях парламентской предвыборной гонки. Больше благосостояния и меньше бедности – главные наши идеи.

- Вчера СМИ распространили заявление Айнара Шлесерса, который сказал, что если политическая элита и впредь будет изолировать «Центр согласия» от принятия решений, Латвия может превратиться в Украину в миниатюре. Согласны ли Вы с такой оценкой происходящего?

- Не могу согласиться с этим заявлением Шлесерса. Мне кажется, нельзя сравнивать страны, которые по-разному развивались и находятся в разной экономической и политической ситуации. Напомню, что на Украине всплеск политической активности в последний год был связан с недовольством верхушкой.

У нас же люди давно настолько разуверились во власти, что голосуют, покидая республику. Поэтому социального бума с таким большим количеством людей, большим количеством молодёжи не будет.

Мы уже сейчас сталкиваемся с нехваткой рабочих рук для того, чтобы поддерживать существующую социальную систему.

- В «Центре согласия» эту проблему понимают, но «Центр согласия» прежде никогда не брали в правительство. Не считаете ли Вы, что эти «красные линии» могут в ближайшее время начать стираться?

- Нет. Я был участником переговоров о создании коалиции как раз 3 года назад, когда парламент был распущен. Тогда элита испугалась новых людей в правительстве и нас просто отмели, хотя мы сняли все идеологические вопросы, оставив только социально-экономический блок.

А ведь население всё прекрасно видит. В тех городах, где в коалицию входит «Центр согласия» - Зилупе, Рига и другие – руководство было в итоге переизбрано, а в некоторых местах наше присутствие было даже увеличено. Если мы прекрасно справляемся в крупных самоуправлениях, то, очевидно, справимся и в национальном правительстве.

Элита боится этой конкуренции и потому мобилизуется – идет массированное очернение, пытаются опять возвести этническую стенку. Поэтому я вижу страх и нежелание потерять власть на национальном уровне. Они прекрасно понимают, что если мы однажды войдём в правительство, то мы вряд ли скоро уйдём из него – в самоуправлениях нас регулярно переизбирают.

- По Вашим словам получается, что коалиция «Центра согласия» с «Единством» и Нацблоком невозможна. Кто же тогда может войти в коалицию с «Центром согласия» на данный момент?

- На первом месте у нас социально-экономические вопросы. Либеральные партии уже продемонстрировали за последние годы все модели своей социальной и налоговой политики. Поэтому мы будем искать политические силы, которые разделяют идеологию социал-демократии, а потом уже всё остальное.

Конечно, мы не сможем работать с Национальным объединением из-за ущемления русскоязычных - это одна из их главных идей. «Единство» же… Если оно перестроится, то сотрудничество возможно.

То есть если мы говорим о партнёрах, то мы говорим о тех, кто примет нашу новую модель управления государством. Новую по сравнению с 22 годами управления страной либералами.

- К слову об ущемлении прав русскоязычных - в связи с украинскими событиями в Латвии произошло отключение некоторых российских каналов. Как Вы относитесь к этой инициативе и к идее создания Единого балтийского канала для русских?

- Я считаю, что в открытом обществе отключать телеканал – это большая глупость. Это первое. А второе – если бы у Латвии была возможность предоставить своё русскоязычное качественное телевидение, то не возникало бы даже темы отключения российского ТВ.

Как показывает практика LTV-7, очень сложно конкурировать с коммерческими телеканалами (даже при наличии государственных дотаций) в условиях полноценного участия на открытом рекламном рынке.

К тому же в любом случае весь контент телеканала придется опять же покупать у России.

Два крупнейших русскоязычных телеканала всё равно сейчас покупают основную часть продукции у России. Поэтому всё это глупость, банальный популизм. Вообще, это не проблема: в ближайшие 10 лет телевидение в прежнем формате станет неактуальным.

- Украинские события поставили Латвию как члена ЕС в сложную ситуацию по отношению к России. Но нынешнее латвийское руководство даже не пыталось смягчить эту ситуацию, напротив, выступая с призывами жёстких санкций в отношении России. Для чего нынешним латвийским властям нужна радикальная позиция по отношению к России?

- Это просто близорукость действующего политического режима. Они считают, что очень популярно сейчас винить Россию во всех мировых проблемах. Кроме того, им и нечего больше предложить своим избирателям. Хотя они наверняка понимают, что от санкций мы пострадаем больше всех.

- Как Вам кажется, какая позиция Риги в украинском вопросе и в диалоге Россия-ЕС была бы наиболее выгодной для Латвии?

- Нам не стоило выделяться среди стран, которые удачно выбрали момент для того, чтобы не нагнетать обстановку. Есть страны, которые формируют бюджет ЕС, больше представлены в Европарламенте и других структурах Евросоюза, – нужно было бы находиться в тени этих стран и оставаться в рамках решений, принятых консенсусом для всего ЕС.

Не нужно своей риторикой пытаться спровоцировать Россию, понимая, что скудный наш бюджет держится во многом за счёт потребления наших товаров на территории Российской Федерации: только железная дорога потеряет 75% дохода, если связи разорвутся.

Поэтому здесь нужно действовать исходя из интересов жителя страны. Потеря каждого процента объёма продаж неминуемо отразится на состоянии жителей Латвии.

Подписывайтесь на Балтологию в Telegram!

Новости партнёров