Тема недели:
На Западе критикуют модель развития Прибалтики
Западные экономисты и аналитики полны пессимизма в отношении Литвы, Латвии и Эстонии.
Вторник
06 Декабря 2016

Евроминимум: ЕС сократил «список Фюле» в ответ на бездействие Украины

Автор: Александр Носович

Евроминимум: ЕС сократил «список Фюле» в ответ на бездействие Украины

07.08.2013  // Фото: www.rferl.org

Для подписания в Вильнюсе Соглашения об ассоциации Украины и ЕС украинскому руководству необходимо выполнить так называемый «список Фюле», который содержал сперва 19, затем 11, а теперь 5 требований Брюсселя по реформам. Ранее эти реформы не были выполнены, возможно, не будут выполнены теперь – ведь реализация этих требований несет угрозу стабильности правящего режима Януковича.

Комиссар Европейского союза по вопросам расширения и европейской политики соседства Штефан Фюле в начале февраля 2013 года привез в Киев список из 19 требований, выполнение которых необходимо Украине для подписания Соглашения об ассоциации с Евросоюзом в Вильнюсе. В официальных документах 19 критериев европейской интеграции Украины никогда не фигурировали, но о существовании документа были поставлены в известность и украинская власть, и оппозиция, и пресса, тут же прозвавшая документ «списком Фюле».

Практически сразу стало ясно, что полностью «список Фюле» выполнен не будет, потому что в том же феврале министр иностранных дел Украины Леонид Кожара заявил, что на самом деле еврокомиссар привез в Киев не 19 пунктов, а 11. Постепенно 11 пунктов украинского правительства потеснили в информационном пространстве изначальные 19 пунктов Фюле.

«Список Фюле» имеет статус non-paper, то есть неофициального документа, но именно на основании его выполнения Брюссель собирался принимать решение об ассоциации с Украиной. В Киеве сначала не хотели публиковать документ, но текст удалось заполучить известному своими журналистскими расследованиями оппозиционному изданию «Украинская правда». В тексте черным по белому значится пункт о решении проблемы политзаключенных как условии евроинтеграции – подтвердились догадки тех, кто считал, что документ не хотят публиковать именно из-за этого пункта.

«Список Фюле» в близком к оригинальному тексту пересказе содержит следующие требования к украинскому руководству. 

Требования из «списка Фюле» можно условно разделить на четыре группы: политические (общее конституционное и избирательное право), экономические (связанные с зоной свободной торговли и инвестиционным климатом), судебно-правовые (реформы суда, милиции, прокуратуры) и персональные (связанные с решением судьбы политзаключенных, прежде всего, Юлии Тимошенко).

Какие из этих требований выполнило украинское руководство и что для него означает выполнение этих требований?

1.Политические требования. Всякая политическая реформа на Украине связана с перераспределением власти. Конституционная реформа 2004 года, вводившая в стране парламентско-президентскую республику, стала результатом компромисса между штабами кандидатов в президенты Ющенко и Януковича: последнему оставляли шанс вернуться по итогам парламентских выборов на пост премьер-министра – на этом условии он согласился на «третий тур» президентских выборов, фактически капитулировав перед «оранжевой революцией». Спустя 6 лет ставший президентом Янукович добился отмены конституционной реформы, вернув на Украину президентскую республику и сконцентрировав в своих руках все рычаги управления.

Новая реформа, требуемая Евросоюзом, может сводиться только к децентрализации власти и сокращению президентских полномочий, в котором Янукович, конечно же, не заинтересован.

Поэтому никакой конституционной реформы на Украине нет, вместо деятельности Конституционной Ассамблеи – имитация, и все ограничивается мудрыми рассуждениями депутатов и политологов о путях развития украинской политической системы в студии Савика Шустера.

Что касается избирательной реформы, то от украинского правящего режима в ЕС требуют демонтировать ту избирательную систему, которую он сам же и воздвиг. Нарушения на парламентских выборах 2012 года происходили на мажоритарных округах, где власть, используя административный ресурс и прямые фальсификации, добивалась победы кандидатов от правящей Партии регионов или связанных секретными обязательствами с Партией регионов. Перехода с голосования за партии к голосованию за партии и одномандатников добилась именно партия Януковича, чтобы обеспечить себе парламентское большинство за счет т.н «тушек» - депутатов, переходящих к «регионалам» за деньги и должности. Термин «тушки» вошел в мировую политическую науку – вышло уже несколько научных статей, где отчаявшиеся найти в английском языке точный аналог исследователи, так и пишут: «Ukrainian Tushkis».

И с чего бы правящему режиму менять систему, которую он сам создал и которая гарантирует ему стабильное сохранение власти?

2.Экономические требования. Здесь все выглядит более оптимистично: переговоры по зоне свободной торговли между ЕС и Украиной, представляемой вице-премьером С. Арбузовым, идут интенсивно и плодотворно. Причины такой результативности в комментарии нашему порталу объяснил ведущий научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений Национальной академии наук Украины Сергей Толстов: договор об ассоциации Украины с ЕС и создании зоны свободной торговли выгоден, прежде всего, самой влиятельной группе интересов в стране – олигархам.

3. Судебно-правовые требования. В этой сфере, напротив, ситуация – хуже некуда. И снова все упирается в особенности правящего режима: недаром в «списке Фюле» отдельно упомянута Высшая рада юстиции. Это институт фактического подчинения судебной системы президенту страны, созданный, разумеется, с приходом к власти Януковича. Наряду с «судейскими донецкими» - выходцами с родного для президента Донбасса, на 70-80% обновившими судебный корпус Верховного, Апелляционного и высших специализированных судов Украины – Высшая рада юстиции обеспечивает то самое избирательное правосудие по отношению к оппозиции, которое так не нравиться ЕС.

Во время обсуждения условий европейской интеграции других стран Восточной Европы можно было говорить об устранении рудиментов социализма, тоталитаризма, советского строя. При обсуждении углубления евроинтеграции с Украиной все наоборот – устранять придется «новоделы», созданные командой Януковича в последние три года.

Впрочем, есть еще милиция и прокуратура, в которых действительно нужно устранять советские пережитки. Этого от украинских властей требует не только Европа, но и украинский народ. Украинская милиция этим летом оказалась на пороге кризиса легитимности, и неизвестно как будет развиваться ситуация осенью.

У нынешней украинской власти на системную и всеобъемлющую реформу милиции было три с половиной года. Этого времени достаточно, чтобы запустить реальные реформы и получить первые реальные результаты. Но не было сделано ничего.

Что можно сделать за три месяца до Вильнюсского саммита, чтобы привести правоохранительную систему к европейским аналогам?

Ответ - создать видимость аналогии: переименовать милицию в полиции, а ментов в копов; пошить им новую форму, выдать черные очки, кофе и пончики. Если Брюссель все-таки решит заключать с Киевом Соглашение об ассоциации, то на этот маскарад закроют глаза и назовут его «институциональной реформой».

4. Наконец, самое простое и понятное – решение судьбы Юлии Тимошенко.

По этому вопросу все эксперты сходятся в том, что имеет место политическое преследование и что «решении судьбы» экс-премьера заметно скажется на президентских выборах 2015 года.

И в этом вопросе Евросоюз уже отступил от своей изначальной принципиальной позиции: он требует уже не оправдания и освобождения политзаключенной, а отправки ее под стражей на лечение в Германию.

Брюссель и в целом пошел на существенное снижение своих требований по отношению к Украине: судя по украинским СМИ, теперь для подписания Вильнюсского Соглашения Киеву надо выполнить уже не 19 и не 11, а только 5 требований неофициального «списка Фюле».

«Список Фюле – light» включает в себя следующие пункты: принятие закона о прокуратуре (уже подготовлен соответствующий законопроект), коррекция законодательства о выборах (вместо принятия нового Избирательного кодекса), принятие законопроекта о перевыборах в проблемных округах, «решительные действия» по улучшению инвестиционного и бизнес климата, решение проблемы Юлии Тимошенко.

Из этого усеченного списка видно, что европейские чиновники крайне заинтересованы в подписании Вильнюсского Соглашения об ассоциации с Украиной.

Раньше для ассоциации Брюссель требовал от Киева системных реформ во всех сферах общественной жизни, приближающих страну к европейским стандартам. Когда Киев не сделал этих реформ, Брюссель, вместо того, чтобы распрощаться с ним, отказав в ассоциации, предложил выполнить «для приличия» чисто технические требования: принять несколько законов и выпустить Тимошенко. Для этого, в отличие от полноценных реформ, вполне достаточно оставшихся до Вильнюсского саммита нескольких недель.

И проблема брюссельских чиновников сейчас только в том, что даже этот минимальный набор требований Киев может не выполнить. 

Комментарии
Читайте также
Новости партнёров
Загрузка...

Этот стон у них свободой зовется

Этот стон у них свободой зовется

«Граждане, расходимся, у меня знакомый дипломат в Чикаго есть, он сказал, что всё будет путем, за Литву словечко замолвят, без паники!».
Политики этих стран клеймят «ватников» за «рабское сознание», высокомерно улыбаются при словах о том, что их правительства назначаются по звонку из посольства США, гордо бросают «Мы играем в западных клубах» и пытаются учить демократии.

Пишите письма

Пишите письма

Звон дипломатических сабель, хруст переломленных копий... Резолюция в ответ на резолюцию, против демарша — демарш. За всем этим тихо, полушепотом — новости мелкокалибербные вроде бы, малозначительные. Но очень симптоматичные. На них стоит иногда обращать внимание.

Подходишь ли ты в преемники Грибаускайте?

Подходишь ли ты в преемники Грибаускайте?

В октябре состоятся парламентские выборы в Литве, но не за горами и президентские! Проверь себя уже сейчас, сгодишься ли ты в преемники железной леди Прибалтики?

Эстонские коллаборационисты в годы войны

Эстонские коллаборационисты в годы войны

Эстонские эсэсовцы квалифицируются как военные преступники согласно приговору Нюрнбергского военного трибунала.