×
Политика Политика

Прививка майданократии: Литва с Украины переключится на Беларусь?

Источник изображения: www.strani.ru

Еще не все страны восточного приграничья ЕС прошли курсы в «литовской школе демократии». Безусловными отличниками этих занятий являются Грузия и Украина, на путь «исправления» встала теперь Молдова, с тройки на двойку перебивается Армения. Но есть еще и прогульщик, который почти не появляется в этой «школе» - Беларусь. И теперь именно ему может быть уделено главное внимание литовских «педагогов».

После неудачи на ноябрьском саммите Восточного партнерства и трагических событий на Украине Литва вовсе не намерена расписываться в некомпетентности собственной дипломатии на постсоветском пространстве. Не случайно, еще во время своего председательства в Евросоюзе Вильнюс начал лоббировать создание постоянно действующего Центра Восточного партнерства ЕС. Однако все возможное на Украине литовская дипломатия уже сделала. Теперь ситуация там развивается с кровью и участием игроков совсем другого уровня. Грузия при поддержке прибалтийских консультантов уже также вкусила плоды «европейской демократии» под началом Саакашвили. На евроинтеграционные рельсы установлена и Молдавия.

Главным объектом литовской дипломатии в таких условиях может стать неподатливая Белоруссия. И этот выбор не будет случайным.

Белорусский «евроинтеграционный кейс» для Вильнюса даже удобнее украинского, несмотря на известные сложности в отношениях Минска и Брюсселя. Литву и Беларусь сближают тесные культурные и экономические связи, которые Вильнюс на протяжении последних лет старается поддерживать и использовать в своих интересах. К слову, между регионами обеих стран на данный момент заключено 56 договоров о сотрудничестве. В 2013 г. Литва заняла 8-е место по объему товарооборота среди внешнеторговых партнеров Беларуси и 5-е место по объему белорусского экспорта за пределы пространства Таможенного союза. Одна из главных логистических точек Белоруссии находится в Литве – это Клайпедский порт. Весной прошлого года «Беларуськалий» купил за 30 млн долларов треть главного клайпедского терминала, а уже осенью заявил о покупке еще одного терминала и планах дальнейшего расширения присутствия в литовском порту.

Добавить к этому довольно активное трансграничное сотрудничество (к примеру, в виде программ «Регион Балтийского моря» и «Литва-Латвия-Беларусь»), двусторонние бизнес-форумы (в Литве зарегистрировано около 300 предприятий с участием белорусского капитала) и становится ясно: в отличие от той же Украины, в случае с Белоруссией Литва может найти довольно болезненные рычаги экономического давления на своего соседа.

Логично, что подобные прагматичные контакты Вильнюс старается дополнить попытками встроить Белоруссию в свой процесс построения «буферной» исторической памяти, согласно которой народы и государства Восточной Европы всегда были заслоном на пути «восточных варваров», преимущественно, конечно, московского происхождения. В рамках этой стратегии Вильнюс, например, пытается привлекать Белоруссию к торжественным мероприятиям объявленного Года Оршской битвы 1514 г.

Чем же примечательна эта дата? Конечно же, пусть небольшой, даже тактической, но все же победой Великого княжества Литовского над княжеством Московским – отличный повод поиграть на нотках белорусского национализма и продемонстрировать «глубокие исторические корни» раскола между Россией и Восточной Европой.

Все эти связи Вильнюса с нерукопожатной для всего остального Европейского союза страной, действительно, открывают определенные возможности для литовской дипломатии. Остается лишь применить их для дальнейшего продвижения своей «азбуки демократии». И Литва уже пытается реализовать этот шанс.

Как было и в случае с Украиной, Литва пока лавирует между ролью «принципиального европейца», который осуждает Минск за «систематическое нарушение прав человека», и ролью адвоката Белоруссии в брюссельских коридорах власти. К примеру, еще в 2011 г. Литва пролоббировала разрешение Совета ЕС начать переговоры между Брюсселем и Минском по вопросу упрощения визового режима. А на прошлой неделе, 18 февраля, в Беларуси даже побывал глава департамента Восточного партнерства Европейской службы внешних действий Дирк Шубель. Не с подобных ли миротворческих инициатив начиналась «украинская эпопея» Литвы?

Доктор Грибаускайте и министр иностранных дел Линкявичюс, время от времени ругая Януковича за Тимошенко, параллельно на протяжении всего 2013 г. старательно пытались «отбелить» украинского президента в глазах Европы и доказать, что с ним можно иметь дело. Пока украинский лидер ломал «евроинтеграционную» комедию, Вильнюс ему подыгрывал, а когда спектакль закончился – литовские политики переключились на оппозицию, подталкивая своим присутствием на Майдане Украину в пропасть нынешней гражданской войны.

Действительно, в рамках того же визита Д.Шубеля в Белоруссию еврочиновник объявил о намерениях запустить так называемую «Временную фазу» сотрудничества с белорусскими властями. В центре этого сотрудничества окажутся именно экономические вопросы. И это вдруг после бесконечной критики «диктаторского режима Лукашенко»? После того, как Европарламент отказался принять даже доклад литовского евродепутата Юстаса Палецкиса, в котором робко отмечалось улучшение ситуации с правами человека в Белоруссии? Почему бы и нет, если учесть, что Д.Шубель пообщался в Минске не только с официальными властями, но и с оппозицией – местными «кличко» и «яценюками». В рамках этой встречи обсуждались и препятствия на пути развития диалога ЕС и Беларуси, главное из них – все те же политзаключенные, которых всенепременно необходимо выпустить, чтобы засвидетельствовать свою «европейскость».

Что же за этим должно последовать? Участившиеся визиты из Вильнюса с уговорами пойти на уступки в обмен на «европряники»? Попытки скомпрометировать белорусское руководство в глазах собственного народа? Намеки на необходимость выбора между Европой и Россией?

Попытки «майданизации» Белоруссии, которая по сравнению с Украиной гораздо теснее интегрирована с Россией, имеет иной политический и экономический уклад, может привести к еще большей катастрофе, чем та, что начала расползаться из Киева. Но в стенах вильнюсской «школы демократии» все эти жертвы – лишь необходимая «цена за свободу» и «священный выбор, такой же как Литва сделала еще в 1991 г.». И Украина, похоже, не последняя, кого попытаются заставить заплатить эту цену и сделать этот выбор.

Подписывайтесь на Балтологию в Telegram!

Новости партнёров