×
Политика Политика

Юрий Алексеев: «В Латвии и Украине нет национализма. Там тупой нацизм»

В марте международное правозащитное движение «Мир без нацизма» презентовало свой новый проект под названием «Белая книга нацизма» - ежегодник, созданный на основе мониторинга современного радикального национализма в Европе. Согласно рейтингу, составленному его авторами, уровень радикального национализма в Украине и Латвии одинаков (-57,5) и лишь немного уступает Эстонии (-60). Причём по этому показателю данные страны в Европе «обходит» лишь Греция (-67,5). При этом после недавней смены власти на Украине рост радикального национализма в стране только ускорится, что в итоге может привести к гражданской войне, считает латвийский журналист, председатель ИМХОклуба Юрий АЛЕКСЕЕВ:

- Г-н Алексеев, насколько данные об Украине и странах Балтии, представленные в «Белой книге нацизма», совпадают с Вашими личными наблюдениями?

- Я бы сначала разобрался в терминологии. Слово национализм, по правде говоря, испоганено. Национализм – это хорошее качество. Это означает бороться за свою страну и за свой народ, не сдаваться всяким Евросоюзам за бутерброд, не продавать свои активы за копейку, не вывозить свои капиталы и своих детей за границу. Националисты – это люди, которые ставят интересы своего народа превыше всех прочих, причём не только в своей стране, а в мире в целом.

Национализма в Латвии как раз нет, есть тупой нацизм.

Поднимать свою страну – это национализм, а нацизм – это тупо устроить в своей стране конфликт между народами, которые до этого сотни лет жили вместе и дружили. Некоторые ещё называют это неонацизмом, но я не вижу в этом ничего нового, это обычный нацизм. Он действительно присутствует, этот «нацизм вульгарис».

На самом деле, любой нацизм имеет под собой чисто шкурную, материальную основу. Гитлеровцы шли воевать с СССР не за идею – они шли за украинской землёй. Кто пойдёт воевать за голую идею? А вот когда к ней добавляются материальные блага, можно и побороться.

Латышский нацизм также имел материальную основу. Когда в 1991 году Латвия откололась от СССР, в Латвии остались советские активы: заводы, пароходы, земля. Для чего появился закон о гражданстве, который разграничил латышей и другие народы, жившие на этих территориях? Граждане имели возможность эти активы приватизировать! А на одного ведь делить легче, чем на двоих.

Во-вторых, был принят закон о языке. Для чего? Не для того, чтобы русские выучили латышский язык. Они его, кстати, уже выучили и говорят лучше, чем латыши по-русски. Тем не менее, ни на одной хлебной должности русских вы не найдёте. В этом и была цель закона. Условия сдачи экзамена на знание латышского были такими, что мало кто из латышей смог бы его сдать на должном уровне. Таким образом правительство вышвырнуло конкурентов с рынка.

- Заметны ли эти настроения в обществе на бытовом уровне?

- Конечно, мы не живём как в Косово: албанцы всех в своё время повыгоняли, а теперь живут с границей, через которую иногда постреливают. Мы живём смешанно, и нацизма как такового не заметно. Но, несмотря на это, регулярно в течение 23 лет латышский народ выбирает в Сейм кандидатов, руководствуясь одним главным принципом – кто из них громче крикнет, что он чистокровный латыш. За это время те люди, которых уже выбрали, успели принять множество дискриминационных по отношению к нелатышам законов, которые можно считать национальной сегрегацией.

Все государственные структуры заточены под так называемую государствообразующую латышскую нацию: язык, образование, использование языков в жизни. Например, в государственном управлении, согласно статистике, всего 2-3% нелатышей.

Кроме того, в Латвии своё толкование истории. Я, как наполовину латыш и наполовину русский, могу с пониманием относиться к такому явлению, как латышский легион СС, поскольку у меня там служили родственники. Я могу с пониманием относиться к тому, что ребята оказались в ненужное время в ненужном месте. Но героизировать их и одновременно опускать тех, кто боролся с немецким фашизмом, – это нацизм.

- А в Эстонии, на Ваш взгляд, та же ситуация?

- Да, мы с ними в этом отношении идём параллельно.

В Литве это было не так актуально, хотя литовцы - националисты ничуть не меньше, чем латыши и эстонцы. Но русских там было не более 12%, и они не представляли серьёзной конкуренции на рынке приватизации активов и на рынке высоких должностей.

- Рейтинг был составлен до переворота на Украине. Может ли Украина в настоящее время превзойти страны Балтии по уровню радикального национализма?

- Конечно. Украина от нас отстаёт примерно на 12-15 лет. Там сначала произошел распил советских активов, и сейчас она находится в ужасной экономической яме. Посмотрим на ВВП: на Украине ВВП на душу населения, по данным МВФ, – 3860 долларов в год. ВВП Албании, самой нищей страны Европы, – 4 тыс. долларов. В России этот показатель равен 15 тыс. долларов, а в Латвии, которая считается бедной страной, – около 14 тыс. долларов. Это же безумие! До сих пор Украина как-то выживала: брала займы у других стран, покупала газ по льготным ценам. Но население Украины – 46 млн. людей, это огромная страна. И поскольку там грядёт экономическая катастрофа, которая абсолютно неизбежна, а трудоустроить всех этих людей будет невозможно и забрать к себе их Европа не сможет, то они будут вариться там.

Поэтому нацизм будет усиливаться. Как я всегда говорил, нацизм начинается на экономической основе.

Вариантов спасения Украины я, честно говоря, не вижу.

- К чему это приведёт?

- Это может привести к гражданской войне. На самом деле, она уже там есть. Обратите внимание на украинскую армию в Крыму. Я, как служилый человек, не могу себе представить, чтобы военные присягнули тому правительству, которое пришло на их землю. А там офицеры сняли украинские погоны и подписали договоры с российской армией.

Кто сейчас является властью на Украине? Известная всем троица, которую сейчас сравнивают с троицей Гайдая - Трус, Балбес и Бывалый? Нет. А кто тогда? Никто. Думаю, что в Украине кризис начнётся с осени 2014 года, как раз в отопительный сезон.

- Латвийские СМИ, как и большинство западных СМИ, отстаивают позицию, что разговоры о росте национализма, «бандеровцах» - это лишь кремлёвская пропаганда.

- Да, это есть. Я как раз сейчас размышляю о том, что россияне зря ругают свои СМИ.

Европейские СМИ намного более тоталитарны, они работают под одну копирку. Там вообще нет различий в подаче информации, все дуют в одну дудку.

Стоит включить любой канал в странах Европы, и сразу будет видно, что всё один в один. Российские СМИ пристрастны, но пристрастны по-разному. Они освещают события чуть-чуть иначе.

Сейчас европейские СМИ говорят, что на Украине совершилась «демократическая революция». Это напоминают ситуацию с Грузией, когда они в первые недели после грузинской войны считали, что произошла агрессия и что Россия «мочит» бедную Грузию. Через полгода-год они туда приехали, разобрались и выяснили, что и правда виноват Саакашвили. И сейчас насчет Грузии ни у кого к России нет никаких претензий.

В случае с Украиной будет так же. Они радуются, что произошла «демократическая революция», в результате которой к власти пришла страшнейшая фашистская диктатура.

Революция демократическая, а к власти пришли нацисты.

И эти новые власти даже не стесняются выкладывать в интернет ролики о том, как они «наводят порядок» в конституционных судах и на местных телеканалах. Они считают, что это нормально, и у них нет осознания, что это не стоит показывать Западу. Руководить-то так можно, но с виду надо показывать, что они белые и пушистые. Они даже этого не делают!

- Не являются ли общественно-политические реалии Латвии в некоторой степени примером для новых властей Украины?

- Не думаю, что они изучали, что происходило в Латвии. Это может быть бессознательно. Любые нацисты одинаковы, они не копируют друг друга, просто Латвия шла впереди. Она меньше и не такая пассионарная, как Украина. Когда начались волнения на Украине? Когда были разграблены активы и всё, что можно было украсть, украли.

- Могла бы Латвия извлечь какие-либо уроки из ситуации на Украине?

- Я надеюсь. В условиях, когда границы, как в случае с Евросоюзом, становятся понятием достаточно условным, каждое правительство должно беречь свой народ и трепетно относиться к своим гражданам, какой бы национальности они ни были.

Украина столько лет считала крымчан «недоукраинцами», вот и получила. Если у них развился национализм западенского вида, то понятно, что две трети Украины, которые не разделяют эти взгляды, перестанут считать это государство своим.

Я надеюсь, что после этого правительства стран Балтии начнут понимать, что граждан своих надо ценить и беречь, какой бы национальности они ни были.

В Латвии, например, есть город Даугавпилс, в котором 85% населения – русские. Это больше, чем процент русских в Крыму. И если в Латвии грянет какой-нибудь националистический кризис, то есть вероятность, что Даугавпилс проведёт референдум и присоединится к России. И будет прав!

В Эстонии есть Нарвский район, там тоже живёт много русских.

Поэтому надо с русскоязычными договариваться, перестать называть их оккупантами, терзать своей точкой зрения на историю и языком. Прецедент уже появился. 

Подписывайтесь на Балтологию в Telegram!

Новости партнёров