×
Blogпост Blogпост

Нагорно-Карабахский конфликт: Турция как основная движущая сила

Источник изображения: www.znak.com

В ночь со 2-го на 3-е апреля Азербайджан осуществил массированную атаку на подконтрольную Республике Армения территорию Нагорного Карабаха. Спустя три дня после провала кровавой провокации президента Турции Эрдогана и главы Азербайджана Алиева было установлено перемирие. В результате агрессии — сотни убитых с обеих сторон, разрушены объекты гражданской инфраструктуры, глубоко травмированы народы двух государств. Зачем все это? Случайно ли то, что агрессия имела место быть «по горячим следам» еще не утихшего крупномасштабного российско-турецкого конфликта? Кто стоит за конфликтом? Каковы ставки? И почему западные СМИ замалчивают эту войну?

Для того чтобы лучше понять причины обострения карабахского конфликта, нужно обратиться к истории.

 История

Карабах изначально являлся армянской территорией, которая волею судеб несколько раз претерпевала административное перераспределение как в царское правление, так и при СССР, когда Сталин произвольно забрал регион у Армении и передал его Азербайджану. Русский язык в Советском союзе был для всех основным, как для азербайджанцев, так и армян. Вместе с тем жители Нагорного Карабаха без проблем могли общаться на армянском языке и изучать свой родной язык в школах. Церковь также пользовалась определенной автономией. Коммунистический режим был более терпимым к духовенству в христианских кавказских республиках, нежели внутри самой России.

Благодаря тому, что Карабах, как и Армения, находился под контролем царского режима, а затем СССР, региону удалось избежать турецкого геноцида.

После развала СССР Азербайджан не только попытался забрать себе Карабах, но и насадить там азербайджанский язык и мусульманскую религию. Все это привело к кровопролитной войне (30 тыс. погибших), из которой Ереван вышел явным победителем, контролируя после установления в 1994 г. перемирия 95% Карабаха, а также прилегающие к нему обширные азербайджанские территории. В итоге Карабах стал непризнанной международным сообществом независимой республикой. Урегулированием проблемы занялась «Минская группа», участниками которой являются Россия, США, Франция. Еще одним итогом армяно-азербайджанской войны стали этнические чистки, в результате которых армянские меньшинства были вынуждены покинуть Азербайджан, а азербайджанцы — Нагорный Карабах.

Текущая ситуация

Если период, следующий за перемирием 1994 г., был относительно спокойным, то начиная с 2012 г. ситуация стала постепенно накаляться. На протяжении последних лет постоянно фиксировались локальные столкновения на линии разграничения сторон. В результате азербайджанских обстрелов гибли армяне, ответных — азербайджанцы. Таким образом, события в ночь на 2 апреля не стали громом среди ясного неба, скорее логичной развязкой и без того до предела накаленной обстановки. В результате боев, если полагаться на официально предоставляемые обеими сторонами данные, с армянской стороны погибло в общей сложности более 70 военнослужащих.

Речь уже не о локальных стычках, а о полномасштабных боевых действиях с применением танков, артиллерии и летательных аппаратов.

В итоге азербайджанцам удалось вернуть контроль над ранее утраченными в ходе текущих боевых действий позициями. Вместе с тем в глобальном плане граница не претерпела изменений.

География

Большая часть Армении (90%) приходится на горный массив, на востоке страны располагается населенный армянами Карабах, далее на восток пролегает большая равнина с выходом к Каспийскому морю и Баку, столице Азербайджана. Кто контролирует карабахские высоты — контролирует дорогу на Баку. Все это и определяет исключительную стратегическую важность данного региона, а также накал страстей между двумя государствами.

Сегодня Армения контролирует Карабах, и поскольку у Еревана нет никакого интереса к захвату Азербайджана, что превратило бы его территорию в рассадник исламистских террористов, можно с определенной долей уверенности ответить на вопрос, кому выгодно нынешнее обострение ситуации. Ответ — точно не Армении.

Население

Карабах исторически являлся армянским регионом. Армянский язык включает два диалекта — западно-армянский, на котором говорят армяне, выходцы «Исторической Армении», находящейся сегодня под контролем Турции и пострадавшей от кровавого геноцида Анкары, и восточно-армянский, на котором говорят в современной Армении, а также в восточной армянской диаспоре в Иране, Сирии и Ливане. Язык Карабаха — это в основном восточно-армянский диалект. Что делает армян Карабаха очень близкими по языковой и географической принадлежности населению Республики Армения. Они так же близки, как французы региона Пикардия (разговорный романский ойльский язык) и французы исторической области страны — Иль-де-Франс. И это очень важно. Так как армяне, сражающиеся за Карабах, воюют не за дальних родственников и утраченные в далеком прошлом территории, а за народ, который говорит на одном с ними языке.

Надо сказать, что, несмотря на 70-летнию политику СССР по поощрению взаимопроникновения народов, продвижению смешанных браков, местное население, как правило, не допускало этнического размывания. В лучшем случае переселяемые народы мирно сосуществовали вместе.

По другую сторону армянских границ находятся азербайджанцы, которые, по сути, являются чистокровными турками. Азербайджанцу не составит никакого труда понять турка из Анкары. Вместе с тем, несмотря на языковую общность, их разделяет религиозная принадлежность: азербайджанцы — шииты, турки — сунниты. Азербайджанцы также являются крупнейшим национальным меньшинством в Иране, которое так же, как и армянское меньшинство, органично интегрировано в общество под руководством аятоллы Хомейни. Война в Азербайджане способна дестабилизировать Иран. Таким образом, интересы Ирана совпадают с интересами России по недопущению разрастания карабахского кризиса.

Внешние игроки

Россия, которая является основным игроком в данном регионе, находится в довольно щепетильной ситуации. С одной стороны, президент Владимир Путин, претендуя на статус «защитника всех христиан на Востоке» и наглядно демонстрируя  в Сирии свою готовность к этой роли, поддерживает христианскую Армению, которая является надежным региональным союзником России (после осетино-грузинского конфликта и событий на Украине Москва не может позволить себе потерять в лице Армении аванпост на Кавказе). С другой стороны, Москве необходимо сохранить хорошие добрососедские отношения на своих границах с бывшими мусульманским республиками СССР, которые за исключением Узбекистана представляют собой Тюрксой. Что обуславливает конкуренцию России с Турцией, которая объединяет через разные международные структуры тюркоговорящие народы постсоветского пространства, вторгаясь тем самым в традиционную сферу влияния Москвы.

Таким образом, конфликт в Карабахе отвечал бы интересам Анкары, так как способствовал ухудшению отношений России с тюркоязычным миром.

Иран, в отличие от России и Турции, не является одной из основных движущих сил текущего конфликта. Вместе с тем Тегеран близок по своим политическим взглядам позиции РФ, так как оба государства стремиться к скорейшей нормализации ситуации в Карабахе, чтобы не допустить разрастания кризиса, что в свою очередь может дестабилизировать внутреннюю ситуацию в самом Иране. Необходимо также учитывать, что сегодня Тегеран находится в состоянии открытой войны с Турцией в Сирии, где вынужден активно участвовать в боевых действиях (судя по количеству убитых генералов и полковников). Персы традиционно поддерживают хорошие отношения с Арменией. Иран и Армения имеют общую границу.

С учетом эффективной работы в Сирии, иранцы представляют реальную угрозу режиму Эрдогана.

США до сегодняшнего времени активно не вмешивались в конфликт. Оперативная реакция американского президента Б.Обамы в виде призыва к перемирию показательна, так как Америка тем самым отмежевалась от Азербайджана, а главным образом от Турции. Все это может говорить в пользу того, что поддержка эскалации конфликта была скорее инициирована не из Вашингтона, а из Анкары.

В истории часто случается, когда союзники второго плана опрометчиво идут на самостоятельные инициативы, отвечающие их интересам, но противоречащие интересам старших покровителей. Так было с итальянским диктатором Муссолини, который без уведомления Гитлера неудачно атаковал Грецию, что заставило Германию перебросить ресурсы на подмогу итальянцу и привело к потере двух месяцев в подготовке блицкрига против СССР, которые впоследствии обернулись для нее катастрофой…

Турция имеет прямой интерес к разжиганию конфликта. Анкара развязала себе руки, заставив европейцев пойти на подписание соглашения по возврату сирийских мигрантов. Турция фактически поставила на колени лидеров европейских правительств, неспособных справиться с крупнейшим со времен второй мировой войны современным миграционным кризисом, выступив за деньги (ориентировочно 6 млрд евро) защитником европейских рубежей, также вынудив Брюссель к началу переговоров по ее вступлению в ЕС.

Речь идет о стране, которая законодательно закрепила факт отрицания армянского геноцида, осуществляет в настоящий момент, вопреки резолюции ООН, военную оккупацию европейского государства — Кипра, а также помогает террористическому «Исламскому государству» в Сирии, обстреливает курдов, массово преследует собственных журналистов.

И теперь эта страна находится за брюссельским столом переговоров по вопросу получения европейского членства. О большем унижении Европы Эрдоган и не мог мечтать. Для Турции это своего рода реванш за битву при Лепанто (морское сражение в 1571 г. в Патрасском заливе у мыса Скрофа между флотами Священной лиги и Османской империи с полным поражением турецкого флота). Таким образом, ЕС самоустранился от карабахской проблематики.

Вместе с тем на фоне легкой победы над европейцами Турция несет серьезные потери от другой Европы — христианской, наследницы Византии. Турция понесла оглушительное поражение в Сирии, где участие российских вооруженных сил сорвало турецкий гамбит в виде используемого Анкарой для решения собственных задач «Исламского государства». Неудачи преследуют Эрдогана и в курдском вопросе, где последние восстановили контроль над северным Ираком при вынужденной поддержке американцев, а также в северной Сирии при целенаправленной помощи России. Помимо прочего, курды активизировали борьбу в самой Турции, перенеся боевые действия на ее территорию. Сегодня Турции все труднее и труднее противодействовать реальности — неизбежному признанию Курдистана, по площади сопоставимого с Францией и с населением в 50 млн человек. Возможно, атака на Карабах — своего рода месть Анкары за российскую поддержку политической повестки курдов. К тому же сам Эрдоган не скрывает того, что через Карабах наносит удар по российскому лидеру. 

Сегодня ситуация развивается не на руку Турции. Если Эрдоган и может тешить свое самолюбие унижением европейцев, то в геополитическом плане он ничего не добился: курды не подавлены,  контроль над Сирией не установлен, что в обозримой перспективе для турецкого режима фактически не досягаемо.

Атака на Армению — месть Эрдогана России, которая исторически являлась турецким камнем преткновения и сегодня срывает крупную ближневосточную геополитическую игру Турции.

Причины провала турецкой провокации

Турецкая атака на Армению провалилась спустя 72 часа. Каковы причины провала? У Эрдогана были все козыри на руках: ситуация на границе двух стран и так была накалена до предела в виду систематических обстрелов, где достаточно было чиркнуть спичку для начала полномасштабных военных действий. Что и сделал Паша при полном замалчивании западными СМИ военной агрессии против независимого государства. Что касается главы Азербайджана Алиева, то будучи лидером государства, он так и не осознал того, что ни Армения, ни Россия не позволят ему выиграть эту войну, а также своей ничтожности перед Россией, как и в случае с грузинским президентом Саакашвили, начавшим войну против Цхинвала. Вряд ли бы Эрдоган пошел на такой маневр, будь Алиев более дальновидным и здравомыслящим политиком. Еще одним аргументом в пользу турецкой решимости на агрессию стало ее членство в НАТО, во главе которого находится мощнейший в мире военный потенциал в лице Америки. Эрдоган не так давно уже тестировал степень союзной поддержки, когда был сбит российский бомбардировщик в Сирии. Альянс вербально встал на сторону своего члена. По всей видимости, турецкий режим посчитал, что и в этот раз получит должную поддержку от своих покровителей. Только вот контекст оказался иным.

Немаловажным фактом в провале внешней агрессии против Армении стал баланс военных сил в регионе. На сегодняшний день вооруженные силы Карабаха являются лучшими в регионе, его части недавно получили боевой опыт в Сирии в ходе совместного с правительственными войсками освобождения от исламистов сирийского и армянского города Кессаб. Ко всему прочему, Армения постоянно стремится поддерживать свои вооруженные силы на должном уровне, тратя на это существенную часть своего бюджета. Поэтому наивно было бы расценивать Карабах как легкую добычу.

Перемирие между противоборствующими сторонами, заключенное при активном посредничестве Москвы, безусловно, способствует разрядке в регионе.

Вопрос заключается в том, как долго продлится мир и спокойствие, когда во главе Азербайджана и Турции находятся реакционные режимы? Либо придется ждать целую вечность, когда к власти в этих странах придут прагматичные и здравомыслящие политики, либо уже сегодня стоит признать независимость Карабаха в ожидании будущих переговоров.

Оригинальная статья