×
Blogпост Blogпост

Война на Донбассе у самых границ России

Источник изображения: cont.ws

Согласно официальной статистике Донецкой народной республики, с момента заключения Минских соглашений в феврале 2015 г. в республике в результате артиллерийских обстрелов Вооруженными силами Украины (ВСУ), снайперского огня и других атак погибло более 3 600 мирных жителей. 

Донецкая и Луганская народные республики в мае 2014 г. после народного референдума откололись от Украины, подписав 24 мая этого же года соглашение о создании конфедерации – «Новороссия» (регион более широко известен как Донбасс).

После государственного переворота в Киеве в феврале 2014 г. в преимущественно этнически русских регионах Донбасса, Одессы и Крыма стало набирать силу движение против Майдана с целью предотвращения захвата власти ультраправыми, узурпировавшими завоевания Евромайдана. 

Опасения населения этих регионов относительно истинных намерений новых киевских властей подтвердились после кровавой трагедии 2 мая 2014 г. в одесском доме профсоюзов, когда более 50 сторонников антиМайдана были загнаны ультраправыми в здание и сожжены заживо коктейлями Молотова.

Из самопровозглашенных республик ежедневно приходят сообщения о гибели гражданского населения в результате обстрелов ВСУ. В конце августа в Петровском районе Донецка снайпером было убито две женщины.

Соглашения «Минск – 2» под эгидой глав «Нормандской четверки» (Франция, Германия, Россия и Украина) должны были положить конец войне на востоке Украины, открыв путь региональным выборам с закреплением в украинской конституции специального автономного статуса для двух самопровозглашенных республик. На протяжении последних 18 месяцев продолжаются локальные боестолкновения на фоне все больших признаков подготовки Украиной эскалации. 

Киев продолжает наращивать свой военный потенциал в зоне конфликта. Росту напряжения последних трех недель способствовала и неудавшаяся украинская диверсия на территории Крыма. Как подчеркивается в официальной статистике Донецкой народной республики, только за период с 13 февраля 2015 г. по 26 августа 2016 г. от ударов ВСУ погибло 3 609 гражданских, из которых 3 133 – мужчин, 476 – женщин, 65 – детей, 352 человека – не подлежат опознанию. Из 4 359 поврежденных многоквартирных домов, 54 – не подлежат восстановлению, а из 6 307 частных домов, 1853 – полностью разрушены. 

В Луганской народной республике с момента заключения соглашений «Минск - 2» от ударов ВСУ погибло, по меньшей мере, более 6000 мирных жителей.

Получить более точные цифры по погибшим среди мирного населения представляется крайне сложным в силу непрекращающегося вооруженного конфликта в регионе и его крайней политизации на Украине, Западе и в целом в мире.

В начале августа текущего года помощник генсека ООН по политическим вопросам Тайе-Брук Зерихун озвучил общее количество пострадавших с момента начала проведения в апреле 2014 г. «антитеррористической операции» на востоке Украины – 30 729 человек, из которых 9 333 – убитых и 21 396 – раненных.

Доклад не детализирует потери по самопровозглашенным республикам и не содержит персональной ответственности, лишь ограничиваясь констатацией потерь в «зоне боевых действий».

По последним данным Управления ООН по правам человека и Верховного комиссара ООН по правам человека, в период с февраля 2015 г. по июнь 2016 г. с обеих конфликтующих сторон было убито 261 гражданских лица. Статистика на первый взгляд существенно разнится с предоставленной официальными властями Донецкой народной республики. Кроме того, представители ООН сами подчеркивают, что данная статистика основывается на «имеющейся информации, которая является неполной в связи с отсутствием доступа к определенных районам, а также общей не подотчетностью сторон».

В феврале 2015 г. в западные СМИ со ссылкой на немецкую спецслужбу БНД привели цифру в 50 тыс. погибших гражданских и военных в ходе вооруженного конфликта на Украине. 

Это в 10 раз больше приведенной президентом Украины П.Порошенко статистики, заявившего о гибели 1200 украинских военнослужащих и 5 400 мирных жителей.

Похоже, что украинское правительство не владеет точными данными о потерях среди гражданского населения в ходе конфликта. В мае с.г. первый заместитель секретаря Совета национальной безопасности и обороны Украины М.Коваль заявил о том, что «поддерживаемые Россией сепаратисты за последние несколько лет убили более 10 тыс. украинцев и ранили более 20 тыс. человек». Все это было озвучено без какой-либо детализации и конкретной привязки к региону.

ОБСЕ со своими 570 невооруженными наблюдателями является единственным мониторинговым механизмом, который представлен в зоне конфликта. Она также не приводит общей статистики, ограничиваясь лишь ежедневными сводками, данными о количестве вынужденных переселенцах и гуманитарной ситуации.

В последнее время отмечается ухудшение отношений представителей самопровозглашенных республик и миссии ОБСЕ в связи «с предвзятым мониторингом в пользу Украины». Повод служат регулярные отказы представителей европейской организации фиксировать наносимый артиллерией ВСУ ущерб населенным пунктам на территории самопровозглашенных республик. 

Так, 29 августа с.г. под предлогом «небезопасности выезда на место происшествия» не были зафиксированы разрушения на севере Донецка в городе областного значения Ясиноватое.

В апреле прошлого года представители ОБСЕ также не отразили в своих докладах интенсивные артиллерийские обстрелы деревни Зайцево, расположенной вблизи линии соприкосновения конфликтующих сторон. На тот момент эта эскалация вызвал реальные опасения возобновления полномасштабного вооруженного конфликта, а тысячи мирных жителей на протяжении нескольких месяцев были лишены, газа, электричества и гуманитарной помощи. Также в сводки не попал обстрел госпиталя в Еленовке и его окрестностей, в результате чего, по данным ДНР, погибло 6 мирных жителей, и было ранено 10 человек.

Сами же представители миссии ОБСЕ на Украине настаивают на том, что их мандат «в первую очередь предусматривает снижение напряжения и содействие установлению мира, стабильности и безопасности» путем «развития на всех уровнях диалога как с представителями властей, так и гражданского общества, этнических и религиозных групп, а также местных землячеств».

В мае прошлого года официальные власти ДНР жестко отреагировали на заявление президента Украины П.Порошенко о том, что лидеры «Нормандской четверки» согласовали развертывание на Украине «хорошо вооруженных» полицейских сил ОБСЕ. Высокопоставленные представители самопровозглашенных республик  –Д.Пушилин и А.Захарченко – назвали такой сценарий «иностранных вторжением», призвав главу Украины предпринять реальные шаги по мирному урегулированию, вместо «попыток вооружить ОБСЕ для захвата Донбасса».

Важным дестабилизирующим фактором региональной ситуации является наличие в рядах «Вооруженных сил Украины» десятков неонацистских и ультраправых активистов, инкорпорированных в армию в 2015 г.

Эта плохо контролируемая сила и по сей день продолжает сеять хаос в стране, провоцировать всплеск антисемитизма, ксенофобии, преследовать и убивать журналистов, угрожать и запугивать судей, похищать вышедших из суда подзащитных. Так называемые добровольцы играли важную роль в непрекращающихся столкновениях на линии соприкосновения с Донбассом, а также проводя диверсионно-подрывную деятельность в отношении гражданского населения самопровозглашенных республик.

Сентябрьское прекращение огня, достигнутое благодаря усилиям трехсторонней группы (Россия, ОБСЕ, Украина) призвано активизировать диалог в русле Минских соглашений. Вместе с тем, самопровозглашенными республиками уже фиксируются нарушения украинской стороной мирного перемирия.

Продолжающиеся боестолкновения, в результате которых продолжают расти как военные, так и гражданские потери, являются основным препятствием выполнения Минских соглашений и предоставления автономного статуса ЛНР и ДНР.

Учитывая большой разброс предоставляемых разными сторонами цифр по количеству жертв конфликта, детализированная статистика ДНР должна быть самым серьезным образом проанализирована международными наблюдателями ОБСЕ.

Оригинальная статья