Тема недели:
Евродепутат: вмешательство России спасло Сирию и Европу
Интервью с депутатом Европейского парламента от Латвии (социал-демократическая партия «Согласие») Андреем Мамыкиным.
Пятница
24 Марта 2017

Микалоюс Чюрлёнис

Микалоюс Чюрлёнис

01.10.2015

Вашему взору представлены воспоминания дореволюционного литератора Б.Лемана: 

«Микалоюс Константинас Чюрлёнис родился в 1875 г. в Оранах, местечке Виленской губернии, где его отец в то время занимал место органиста. Три года спустя вся семья переехала в Друскеники, куда был переведён его отец, занявший там ту же должность, и здесь протекли детские годы художника.

Уже рано в будущем художнике сказалось влечение к музыке, и пяти лет мы видим его, карабкающегося на стул, чтоб дотянуться до клавиатуры рояля. Поощряемый отцом, девяти лет в 1884 г. он поступил в музыкальную школу князя Михаила Огинского, где и оставался вплоть до 1888 г. К этому времени он уже начал пробовать свои силы в композициях и исполнил некоторые из них у князя Михаила, который, заинтересовавшись пятнадцатилетним композитором, предложил ему средства для продолжения музыкального образования.

Покинув Друскеники, Чюрлёнис переезжает в Варшаву, где и поступает в Консерваторию сначала по классу органа, а затем — композиции. Здесь жизнь вполне захватывает его, вызывая в нем жажду пополнить чтением слишком узкую программу высшего музыкального училища. 

Общительный по своей натуре, он посещает студенческие кружки, и яркая образность и оригинальность его доказательств, рождённых тут же во время спора, делает его центром, вокруг которого группируются остальные.

Так проходит жизнь до 1900 г., когда, окончив Консерваторию, он уезжает в Поланген, на берег Балтийского моря, где проводила лето его семья. Здесь он написал полонез, посвящённый им князю Огинскому, а затем, по желанию князя, едет в Лейпциг, где поступает в Консерваторию. Однако пробыв за границей лишь год, и несмотря на успех у лейпцигской музыкальной критики своей фуги, исполнявшейся на публичном концерте, он возвращается в Варшаву, где начинает жить самостоятельно, давая уроки теории и рояля.

В это время впервые выявляется до того совершенно скрытая сторона его таланта  он начинает занятия рисованием, для чего посещает варшавские рисовальные классы Каузика. Одновременно возобновляются прежние знакомства, завязываются новые, но в этот период он уже производит впечатление человека, нашедшего свой путь и внутренне созревшего.

В 1903 г., проводя лето у своих родителей в Друскениках, Чюрлёнис пишет пейзаж, стараясь, хотя пока ещё неуверенно, передать понятую им одухотворённость природы, как ритмического стремления к Солнцу.

В начале 1907 г. он переселяется в Вильно. И тут мы находим лишь продолжение жизни в Варшаве. Чюрлёнис является участником почти всех художественно-литературных событий. Он организует хор, гармонизует народные литовские песни, собирание которых он начал ещё по возвращении из Лейпцига, вероятно, под влиянием интереса к фольклору. В это время Чюрлёнисом был написан занавес для театра общества «Рута» и начата музыка к опере Юрата, сюжетом которой служат сказания народного литовского эпоса. Увидав своё недостаточно полное знание языка, Чюрлёнис начинает брать уроки у Софии Леоновны Кимонт, и возникшая отсюда дружба вскоре переходит в более серьезное чувство, а 1 января 1909 г. он, женившись, уезжает в Петербург, куда ещё до того его приглашал М.Добужинский, познакомившийся с ним в Вильно.

Переехав в Петербург, Чюрлёнис сразу же вошёл в центр художественной жизни столицы. Знакомство с Добужинским, Билибиным, Бенуа, художнические и литературные кружки, признание ценностей его вещей, всё это ещё более увеличило и без того огромный подъём его духовных сил, а необходимость творчеством добывать материальные средства к жизни довело это напряжение до невыносимой остроты, подорвав навсегда его здоровье. Начало сказываться нервное переутомление, окончившееся смертью, так внезапно прервавшей эту жизнь, едва успевшую найти свою истинную форму.

В 1910 году переутомление, вызванное непосильной работой, начало сказываться в головных болях, и всё же болезнь даже для его близких пришла внезапно. Сознание себя больным и вынужденная оторванность от жизни тяжело отразились на его и без того слишком восприимчивой нервности, и вслед за непродолжительным улучшением наступил кризис. Чюрлёниса не стало, он скончался от кровоизлияния в мозг».

Источник: Леман Б.А., «Чурлянис» (из серии иллюстрированных монографий «Современное искусство»), 1916 г.



Комментарии
Читайте также
Новости партнёров
Загрузка...

Лучшее средство от «кремлевской пропаганды»

Лучшее средство от «кремлевской пропаганды»

Особенно хорошо понимаешь надуманность проблемы «российской пропаганды», когда в очередной раз сталкиваешься с новостью о том, как еще один молодой отморозок с «бандерой головного мозга» оскорбляет или бьет украинских стариков, осмелившихся пойти против красно-черного мейнстрима.

Угадай пару!

Угадай пару!

Любви все должности покорны!

Игналинская атомная электростанция

Игналинская атомная электростанция

О размахе строительства первой очереди можно судить по следующим цифрам и фактам: построено 50 километров железных и 142 километра автомобильных дорог, уложено 76,5 тысяч тонн арматуры, залито 999 тысяч кубометров монолитного бетона, выполнено 57,5 тысяч кубометров каменной кладки.

Попробуйте новый дизайн!

Дорогой читатель, предлагаем Вам попробовать новую версию нашего сайта. Вы в любой момент сможете вернуться к текущей версии сайта, а также оставить свой комментарий и оценку.

Попробовать!
Нет, спасибо