×
Контекст

Арсенал-пакгауз в Риге

Источник изображения: www.rigacv.lv

Здание арсенала-пакгауза одно из двух самых протяженных зданий Старой Риги. Длина этого дома, построенного в 1828–1832 гг. на Якобовской площади (Плац-парадной, Чернышевского), достигает 137 метров.

Сама же площадь образована еще в XVIII веке на месте Яковлевского бастиона, неподалеку от Замковой (Пилс) площади. С южной стороны ее замыкало здание старого городского арсенала. К девятнадцатому столетию строение сильно обветшало, поэтому было решено снести его и возвести на этом же месте новое. Вопрос был лишь в том, что именно строить. В начале века здесь предполагалось возводить новый театр. Однако бурное развитие экономики Риги и Российской империи резко увеличило в крупнейшем городе Прибалтийского края потребность в складских помещениях.

Посему в 1827 году и решили на месте старого арсенала соорудить таможенный пакгауз — большой склад для заграничных товаров, где планировалось проводить их досмотр.

Точных данных о том, кто именно проектировал таможенный пакгауз, нет. Принято считать, что авторами были архитекторы И.Ф.Лукини (у которого уже был опыт строительства подобных объектов в Санкт-Петербурге) и А.Д.Неллингер.

Полученный из Петербурга проект, по сравнению с другими аналогичными и уже реализованными в столице Лифляндии первой половины XIX века, отличался своей масштабностью. Для его воплощения было решено купить близлежащий к старому арсеналу дом и снести его, что позволяло удлинить новую постройку. Хотя проект и оказался очень дорогостоящим, Император утвердил его.

Здание решено в стиле позднего классицизма-ампира. Проект отличала отменная четкость композиции.

Ритм и солидность пакгауза диктовали арочные порталы с чередующимися между ними прямоугольными окнами, рустовка. Над пятью центральными арочными окнами возвели третий этаж с часто прорезанными прямоугольными окнами. Особую представительность зданию придают три карниза – первого, второго и третьего этажей. Выразительность фасада подчеркивают лепные детали — изящные розетки и триглифы, венчающие центральный двухэтажный ризалит. Высокие крестовые своды, спокойный десятиметровый шаг крестообразных опорных столбов и строгость линий — вот тот набор выразительных средств, благодаря которому внутренние помещения здания создают впечатление стабильности и особой торжественности. В цельности образа арсенала-пакгауза воплотилось типичное для русской архитектуры начала XIX века высокое профессиональное мастерство.

Полностью «закрывшее» одну из сторон Плац-парадной площади, здание удачно вписалось в застройку Старой Риги. Тыльная сторона пакгауза совпадала с линией старинной городской крепостной стены. В общий план была встроена часть круглой старой оборонительной башни Юнгфрау (Девичьей, ок.1500 г.).

Контроль над строительством осуществлял лифляндский губернский архитектор Ю.Шпацир. С момента постройки комплекс пакгауза кардинально не перестраивался, так что сейчас он внешне мало отличается от того, как выглядел более 150 лет назад. Долгое время это здание использовалось по назначению, то есть как склад. Однако, несмотря на это, постройку постепенно перестали именовать пакгаузом и начали называть арсеналом.

В 20–30-х гг. прошлого века тут хранили армейскую амуницию. После Второй мировой войны в этих стенах располагались спортивные залы Рижского высшего военно-политического училища имени маршала Советского Союза С.С.Бирюзова и промышленные склады военного ведомства. Во второй половине 80-х годов здание было реконструировано и перешло в ведение Министерства культуры Латвии. Теперь это выставочный зал (крупнейший в Риге) Национального Художественного музея. Он служит местом экспонирования постоянных коллекций латышской живописи и проведения выставок.

 

Источник: Прибалтийские русские: история в памятниках культуры (1710–2010). – Рига: Институт европейских исследований, 2010.  

Подписывайтесь на Балтологию в Telegram!

Новости партнёров