Тема недели:
Евродепутат: вмешательство России спасло Сирию и Европу
Интервью с депутатом Европейского парламента от Латвии (социал-демократическая партия «Согласие») Андреем Мамыкиным.
Суббота
25 Марта 2017

Свято-Никольский морской собор в Лиепае

Свято-Никольский морской собор в Лиепае

24.11.2016  // Фото: 22 августа 1903 г. Император Николай II, вдовствующая императрица Мария Федоровна (на ступенях ), императрица Александра Федоровна, великий князь генерал-адмирал Алексей Александрович выходят из Морского собора по окончании литургии.

Лиепайский (Либавский) православный Свято-Никольский морской собор — один из крупнейших на балтийском побережье. Строился он для нужд гарнизона и корабельных команд Военного порта имени Императора Александра III. 

Заложили храм 4 июня 1901 года, а освятили 9 сентября (по новому стилю) 1903 года в присутствии Николая II, августейшей семьи, представителей царского двора, губернских и городских властей. 

Сооружение собора обошлось казне в полмиллиона рублей.

Проект храма представлял собой характерное для того времени совмещение византийской и русской допетровской архитектуры (эклектизм). 

Его автором стал известный профессор Института Гражданских инженеров Василий Антонович Косяков (1862–1921), в числе значимых работ которого значился Морской собор в Кронштадте. 

Трех придельный пятиглавый храм с высокой звонницей представляет собой величественное и в то же время изящное сооружение. Высокий цоколь, поднимающий храм над окружающей территорией, облицован гранитом и песчаником. Стены, выложенные из красного кирпича и облицованные желтым фигурным кирпичом, украшены выполненными позолотой и майоликой изразцами, великолепными иконами, орнаментами и текстами из Святого Писания.

Центральный алтарь, как и весь храм, был освящен в честь Святителя Николая Чудотворца, которого моряки с давних пор считают своим небесным покровителем. Южный придел освятили в честь Богоявления (Крещения Господня), северный — в честь святителя митрополита Алексия.

Первозданный интерьер собора, вмещавшего 1500 человек, на сегодня утрачен. Осталась сама архитектоника, позволяющая видеть и слышать богослужение, находясь в любой точке здания. 

Это достигается тем, что вместо привычных для храмов такого масштаба массивных колонн, культовое сооружение имеет четыре перекрещивающиеся дугообразные арки, которые удерживают свод с куполом и центральный барабан. В настоящий момент аутентичными предметами интерьера являются лишь кованая решетка на хорах и три мраморные лестницы у каждого из трех приделов.

Морской собор понес потери в годы Первой Мировой войны. С началом боевых действий было принято решение об эвакуации икон и соборных ценностей на восток. Во время германской оккупации Либавы в здании храма устроили аптечный склад.

В 20-х годах прошлого века церковь отняли у православных. Иконостас разобрали, и он использовался в Христорождественском кафедральном соборе Риги, а в Никольском храме совершали богослужения для лютеран — военнослужащих латвийской армии. 

Во время Второй мировой войны здесь устроили продуктовый склад, а затем пункт ПВО немецкой армии. Бронзовые колокола демонтировали. После войны интерьер был полностью уничтожен, в соборе открыли матросский клуб с кинозалом, красным уголком и спортивным рингом. Для приглушения звука купол храма залили бетоном. Росписи и мозаики на внешних стенах культового сооружения сбивались или закрашивались.

В сентябре 1991 года, после вывода с территории Латвии советских войск, здание собора передали Латвийской Православной Церкви. Первое богослужение в разоренном храме состоялось уже через два месяца в присутствии представителей руководства города и военных. 6 января 1992 года было совершено малое освящение храма. Начались работы по реконструкции, которые стали возможны благодаря многочисленным пожертвованиям как частных лиц, так и коммерческих структур. После завершения самых необходимых работ 20 июля 1997 года архиепископ (позднее — митрополит) Рижский и всея Латвии Александр (Кудряшов) совершил великое освящение центрального алтаря и всего храма.


 Источник: Прибалтийские русские: история в памятниках культуры (1710–2010). – Рига: Институт европейских исследований, 2010.  



Комментарии
Читайте также
Новости партнёров
Загрузка...

Лучшее средство от «кремлевской пропаганды»

Лучшее средство от «кремлевской пропаганды»

Особенно хорошо понимаешь надуманность проблемы «российской пропаганды», когда в очередной раз сталкиваешься с новостью о том, как еще один молодой отморозок с «бандерой головного мозга» оскорбляет или бьет украинских стариков, осмелившихся пойти против красно-черного мейнстрима.

Игналинская атомная электростанция

Игналинская атомная электростанция

О размахе строительства первой очереди можно судить по следующим цифрам и фактам: построено 50 километров железных и 142 километра автомобильных дорог, уложено 76,5 тысяч тонн арматуры, залито 999 тысяч кубометров монолитного бетона, выполнено 57,5 тысяч кубометров каменной кладки.

Попробуйте новый дизайн!

Дорогой читатель, предлагаем Вам попробовать новую версию нашего сайта. Вы в любой момент сможете вернуться к текущей версии сайта, а также оставить свой комментарий и оценку.

Попробовать!
Нет, спасибо