Тема недели:
На Западе критикуют модель развития Прибалтики
Западные экономисты и аналитики полны пессимизма в отношении Литвы, Латвии и Эстонии.
Пятница
09 Декабря 2016

Свято-Никольский морской собор в Лиепае

Свято-Никольский морской собор в Лиепае

24.11.2016  // Фото: 22 августа 1903 г. Император Николай II, вдовствующая императрица Мария Федоровна (на ступенях ), императрица Александра Федоровна, великий князь генерал-адмирал Алексей Александрович выходят из Морского собора по окончании литургии.

Лиепайский (Либавский) православный Свято-Никольский морской собор — один из крупнейших на балтийском побережье. Строился он для нужд гарнизона и корабельных команд Военного порта имени Императора Александра III. 

Заложили храм 4 июня 1901 года, а освятили 9 сентября (по новому стилю) 1903 года в присутствии Николая II, августейшей семьи, представителей царского двора, губернских и городских властей. 

Сооружение собора обошлось казне в полмиллиона рублей.

Проект храма представлял собой характерное для того времени совмещение византийской и русской допетровской архитектуры (эклектизм). 

Его автором стал известный профессор Института Гражданских инженеров Василий Антонович Косяков (1862–1921), в числе значимых работ которого значился Морской собор в Кронштадте. 

Трех придельный пятиглавый храм с высокой звонницей представляет собой величественное и в то же время изящное сооружение. Высокий цоколь, поднимающий храм над окружающей территорией, облицован гранитом и песчаником. Стены, выложенные из красного кирпича и облицованные желтым фигурным кирпичом, украшены выполненными позолотой и майоликой изразцами, великолепными иконами, орнаментами и текстами из Святого Писания.

Центральный алтарь, как и весь храм, был освящен в честь Святителя Николая Чудотворца, которого моряки с давних пор считают своим небесным покровителем. Южный придел освятили в честь Богоявления (Крещения Господня), северный — в честь святителя митрополита Алексия.

Первозданный интерьер собора, вмещавшего 1500 человек, на сегодня утрачен. Осталась сама архитектоника, позволяющая видеть и слышать богослужение, находясь в любой точке здания. 

Это достигается тем, что вместо привычных для храмов такого масштаба массивных колонн, культовое сооружение имеет четыре перекрещивающиеся дугообразные арки, которые удерживают свод с куполом и центральный барабан. В настоящий момент аутентичными предметами интерьера являются лишь кованая решетка на хорах и три мраморные лестницы у каждого из трех приделов.

Морской собор понес потери в годы Первой Мировой войны. С началом боевых действий было принято решение об эвакуации икон и соборных ценностей на восток. Во время германской оккупации Либавы в здании храма устроили аптечный склад.

В 20-х годах прошлого века церковь отняли у православных. Иконостас разобрали, и он использовался в Христорождественском кафедральном соборе Риги, а в Никольском храме совершали богослужения для лютеран — военнослужащих латвийской армии. 

Во время Второй мировой войны здесь устроили продуктовый склад, а затем пункт ПВО немецкой армии. Бронзовые колокола демонтировали. После войны интерьер был полностью уничтожен, в соборе открыли матросский клуб с кинозалом, красным уголком и спортивным рингом. Для приглушения звука купол храма залили бетоном. Росписи и мозаики на внешних стенах культового сооружения сбивались или закрашивались.

В сентябре 1991 года, после вывода с территории Латвии советских войск, здание собора передали Латвийской Православной Церкви. Первое богослужение в разоренном храме состоялось уже через два месяца в присутствии представителей руководства города и военных. 6 января 1992 года было совершено малое освящение храма. Начались работы по реконструкции, которые стали возможны благодаря многочисленным пожертвованиям как частных лиц, так и коммерческих структур. После завершения самых необходимых работ 20 июля 1997 года архиепископ (позднее — митрополит) Рижский и всея Латвии Александр (Кудряшов) совершил великое освящение центрального алтаря и всего храма.


 Источник: Прибалтийские русские: история в памятниках культуры (1710–2010). – Рига: Институт европейских исследований, 2010.  



Комментарии
Читайте также
Новости партнёров
Загрузка...

Этот стон у них свободой зовется

Этот стон у них свободой зовется

«Граждане, расходимся, у меня знакомый дипломат в Чикаго есть, он сказал, что всё будет путем, за Литву словечко замолвят, без паники!».
Политики этих стран клеймят «ватников» за «рабское сознание», высокомерно улыбаются при словах о том, что их правительства назначаются по звонку из посольства США, гордо бросают «Мы играем в западных клубах» и пытаются учить демократии.

Литовские князья как защитники русских земель

Литовские князья как защитники русских земель

Отдавая явное предпочтение русской гражданственности и русским людям, литовские князья с удивительным политическим тактом и всецело опираются на русское население государства, оберегают его верования, обычаи и права, постепенно подчиняются его культурному влиянию.