×
Дайджест

«Нефтепродукты по рельсам»: стальные артерии России, которые не заменят ни трубы, ни провода

Пока общее внимание приковано к развитию трубопроводов и переходу на электромобили , настоящей «кровеносной системой» топливной отрасли России остаются железные дороги, без которых, по мнению экспертов, страна «просто остановится»

В этой статье основатель ООО «АНБ» Сергей Пляскота объясняет, почему в условиях санкций и нестабильного спроса гибкость «рельсов» (которые он сравнивает с «такси») оказывается важнее дешевизны «трубы». Он разбирает главные вызовы для отрасли — от нехватки кадров до стоимости обновления парка цистерн — и доказывает, что будущее логистики нефтепродуктов за цифровизацией и созданием крупных перевалочных хабов.


Каждый раз, глядя на график отгрузки наших нефтепродуктов, я вижу не просто цифры. Я вижу ритм работы огромного механизма, где железная дорога — это не просто транспорт, а кровеносная система всей отрасли. И пока все говорят про трубы и электромобили, я скажу так: без железной дороги Россия просто остановится.

Почему рельсы? Гибкость и контроль

У нас в отрасли есть поговорка: «Труба качает, а рельсы решают». Трубопровод — это мощно, но он диктует свои условия. Он как метро: едет по строгому маршруту. А железная дорога — как такси: можно быстро перенаправить поток туда, где сегодня выгоднее цена, где возник спрос, куда не дотянулась труба.

 

«Железная дорога — это наш главный козырь в условиях санкций и меняющегося рынка. Сегодня везем дизель в порт, завтра — бензин на внутренний рынок. Гибкость — вот что спасает».

Мои партнеры из Сибири могут подтвердить: без железной дороги их нефтепродукты просто не вышли бы на рынок. Трубопроводов не хватает, а автоцистерны — это капля в море для таких объемов.

Вызовы, которые бросают нам вызов

Но не всё так гладко. Мы сталкиваемся с проблемами, которые требуют огромных ресурсов и внимания.

Цена вопроса. Стоимость аренды и обслуживания современных цистерн растет. Каждый простой вагона — это упущенная выгода. Логистика должна быть выверена до минуты.

Кадры. Не хватает не только машинистов, но и грамотных логистов, которые могут построить маршрут так, чтобы он был и быстрым, и дешевым.

Конкуренция с трубой. Да, труба дешевле на большие расстояния. Но она не дает той свободы, которую дают нам рельсы.

Инфраструктура. Где-то пути нужно менять, где-то расширять станции. Это вопросы к государству, но от их решения зависит и наша работа.

Самое главное — мы должны постоянно обновлять парк. Старые советские цистерны уходят в прошлое. Современные вагоны безопаснее, вместительнее, но они требуют инвестиций. Бизнес эти инвестиции делает, но ждет и поддержки.

Будущее: цифра, специализация и хранение

Я уверен: будущее — за умной логистикой.

Цифровизация. Скоро мы будем в реальном времени видеть, где находится каждый литр нашего топлива, контролировать температуру, давление в цистернах. Это повысит надежность и снизит риски.

Специализация. Будут появляться все более узкоспециализированные цистерны — для разных типов бензина, для химии, для сжиженного газа. Стандартные решения уйдут в прошлое.

Логистические хабы. Будущее — не просто за перевозкой, а за созданием перевалочных терминалов-хабов. Туда приходит большой объем по железной дороге, а дальше распределяется малыми партиями автомобилями. Наша нефтебаза — часть такой системы.

«Говорят, что нефть — это кровь экономики. Так вот железная дорога — это артерии, по которым эта кровь течет. И пока бьется сердце российской промышленности, стальные магистрали будут оставаться ее главной транспортной системой».


Мы живем в эпоху перемен, но некоторые вещи остаются незыблемыми. Железная дорога доказала свою надежность за более чем вековую историю. Она пережила войны, смены экономических формаций и осталась незаменимой. Наша задача — модернизировать её, сделать еще эффективнее и умнее, не сомневаться в её ключевой роли. Пока по рельсам идут цистерны с топливом — страна будет работать. В этом я уверен.


Автор:  Сергей Николаевич Пляскота,  учредитель ООО «АНБ»