×
Дайджест

Нетворкинг в России не работает, так же, как и в Европе

Нетворкинг в последнее время стал очень популярным в России, хотя раньше про это иностранное слово практически никто не знал. Официальное определение с Википедии звучит следующим образом. 

Нетворкинг — выстраивание длительных доверительных отношений для социальной или профессиональной деятельности, которые позволят в будущем в кратчайшие сроки и наиболее эффективно решать сложившиеся по работе или в жизни задачи. 

Другими словами, вы знакомитесь с кем-то на мероприятии с какой-то определённой целью. В бизнесе, например, с помощью таких знакомств на тематических конференциях вы можете себе поискать будущих сотрудников, или же человека, который будет способен вам ускорить процесс доставки товара из пункта А в пункт Б. В жизненных ситуаций, нетворкинг может помочь вам устроиться в детский сад, быстрее отремонтировать автомобиль, купить какой-то товар со скидкой или просто устроить своего ребёнка в детский сад.

Шесть Рукопожатий

Существует такая теория, которая гласит, что если взять любых два человека из любой точки мира, то знакомство между ними отделено не более чем пятью общих знакомых. То есть вам потребуется познакомиться с другими пятью людьми, и создать шесть уровней связи, чтобы найти любого человека на земле. Очень хорошо прослеживается данная теория в узком кругу друзей, например, в социальных сетях. Там частенько можно найти упоминание того «сколько общих друзей» у вас есть с определённым человеком и получается, что чисто в теории вы можете познакомиться совершенно с любым человеком в вашем городе.

Данная теория активно используется предпринимателями и обычными гражданами в Европе, и практически все бизнес-тренеры и инвесторы каждый день упоминают про силу «шести рукопожатий». Ведь именно благодаря своей уверенности и стремлению вы можете в принципе достучаться до любого бизнесмена, политика или спортсмена. 

Работает ли данная теория в России? Работает лишь на бизнес уровне, то есть менеджеры на высоких позициях, а также предприниматели используют это, и то не поголовно.

Обычные люди вообще не слышали про такое слово, как «нетворкинг», ведь синонима этому слову на русском нет. Необходима массовость применения, чтобы люди поняли выгоду данной теории. Самое обидное, что люди страдают и закрываются в своих проблемах, когда в теории, на расстоянии вытянутой руки есть люди, которые могут помочь, но люди боятся обратиться за помощью, считая, что никто не хочет решать чужие проблемы. 

Возможно, массовая взаимопомощь отсутствует в России, многие живут согласно высказыванию «Я — не я, и лошадь не моя!» и именно поэтому простые люди не пользуются благами нетворкинга. При этом, когда дело доходит до отношений и знакомств с представителями противоположного пола, в России ни у кого не возникает проблем. Никто не задаётся вопросом «а что мне ответят», и активно ходят на свидания, поначалу знакомясь через интернет. На популярном сайте знакомств в России Badoo можно найти анкеты более чем 350 миллионов людей, при этом отдельно стоит отметить тот факт, что на упомянутом сайте можно найти человека практически из любой страны и города, и ко всему прочему по некоторым данным на Badoo ежедневно регистрируется около 300 тысяч новых пользователей, что существенно повышает шанс найти свою вторую половинку.

В России не боятся онлайн общения, а вот начать разговор с незнакомцем на улице это что-то из разряда очень тяжёлой математической задачи. В Европе разговор начинают с обычной улыбки или обсуждают погоду. Казалось бы, банально и глупо, но это работает и в принципе атмосфера на улицах более положительная – люди более открыты к общению, и нет боязни подойти к какому-то человеку и ожидать от него негативной реакции, и отправки на три буквы. Только представьте себе, как можно использовать силу нетворкинга в московском метро. 

Если вы читали книгу Дейла Карнеги «Как расположить к себе людей», то если настроить своё мышление правильным образом и нацелиться на заведение новых знакомств ежедневно, то вы сможете окружить себя очень полезными связями. Есть целое искусство располагать людей к себе, и через хаотические знакомства в общественном транспорте (только потому что именно тут очень большой поток людей) вы можете обрасти неплохими знакомства для личных или предпринимательских нужд.

На фото серийный предприниматель Вероника Агафонова. Изображение взято с VC.ru
На фото серийный предприниматель Вероника Агафонова. Изображение взято с VC.ru

«В России у нетворкинга есть необъятные просторы, ведь лишь единицы думают, что можно знакомиться с людьми для взаимовыгодных отношений в будущем. Концепт win-win, в котором обе стороны остаются довольны, работает на ура именно в нетворкинге» - делится своим мнением популярный в России бизнес-тренер Вероника Агафонова.

В стране проходит большое множество бизнес-конференций, на которых нетворкинг это неотъемлемая часть мероприятия, но если вы когда-либо посещали подобные конференции, то сразу заметите, что большинство сотрудников приходят «отбывать номер». Им заплатили, чтобы они провели 2-3 дня в ЭКСПО центре, дабы представить продукцию своей фирмы, а то что за это время можно обрасти крутыми знакомствами, и при этом не обязательно активно продавать свой товар, никто про это не думает. 

Зачастую за проблему отсутствия здорового нетворкинга на бизнес-конференциях можно винить организаторов, так как они не создают для этого комфортных условий. Люди могут познакомиться лишь за чашечкой кофе на обеденном перерыве, а в это время все обычно проверяют телефоны и активно подкрепляются, но никак не думают о заведении новых знакомств. Если вы являетесь организатором каких-либо крупных бизнес-мероприятий, то задумайтесь о том, чтобы выделить определённое время на нетворкинг. 

В Европе активно используют понятие «быстрый нетворкинг» (speed networking), это тоже самое что и быстрые свидания, только для бизнеса. Вы проводите с человеком до двух минут, рассказываете, как вас зовут и чем вы можете быть полезны, обмениваетесь визитками и переходите за стол с другим собеседником.

Таким образом, буквально за час вы можете познакомиться с более чем 30 людьми, из которых не все могут быть для вас полезными, но остаётся сам факт ещё и того, что к вам могут обратиться с просьбой или вообще можете найти нового клиента для себя.

Нетворкинг в социальных сетях

Мы уже частично затрагивали данную тему выше, ведь на социальных сетях вы видите общих знакомых, и чисто теоретически вы можете познакомиться с другом своего друга просто написав сообщение «Привет, я хороший друг Алексея Фомина, и хотел бы с вами познакомиться». К сожалению, мало кто это делает – большинство используют это лишь для знакомства с молодыми девушками и парнями для построения отношений. 

Некоторые люди активно используют социальные сети для поиска нужного человека среди друзей, что тоже очень неплохо, ведь так просто создать сообщение у себя на стене с вопросом «Кто знает хорошего адвоката в Москве?», и скорее всего ваши друзья отметят своих знакомых или, по крайней мере, проверенных людей с которыми им доводилось работать. Такой вид общения тоже можно назвать нетворкингом, ведь он существует, как живьём, так и в интернете. Если вы вдруг обменялись публикациями в Инстаграме по бартеру, то в принципе это тоже нетворкинг, просто люди не воспринимают это именно так.

Почему в России нетворкинг не тот?

Всё потому, что нетворкинг и новые знакомства часто ассоциируются с «блатом» и связами, а ведь практически все родители говорили нам, что это не очень хорошо. Сама фраза «связи решают всё» довольно негативно воспринимается в обществе. Но проблема лежит намного глубже. Дело в том, что многие жители РФ считают, что они совершенно не могут быть полезны. У людей отсутствует уверенность в себе, при этом они занижают свою значимость и свой опыт. 

Очень часто можно услышать такие фразы, как «если они захотят помочь, то сами предложат», «не хочу всегда всё спрашивать, решу вопрос сам», а многие просто стесняются сделать первый шаг и это нормально. Нетворкинг для многих – выход из зоны комфорта, при этом ничего постыдного в этом нет. Заведение новых связей на бизнес конференциях или где угодно приходит с опытом, ведь надо научится подбирать тему для обсуждения, придумать вступительные фразу для начала разговора, но самое главное во всём этом умение слушать собеседника, и быть самим собой. 

Вы не поверите, но самые известные предприниматели такие же люди, как и мы – они спят, кушают, любят заниматься своими любимыми делами. Если вы думаете, что не можете быть полезны, то это ваши личные догадки, и вы не узнаете ответ на ваш вопрос пока не начнёте разговор с этими опытными бизнесменами, которых вы считаете недосягаемыми. Представьте себе, что владелец 5 ресторанов в вашем городе ищет кого-то, кто бы помог вести социальные сети для его бизнеса? А вы как раз любите фотографировать, умеете обрабатывать фотографии и неплохо разбираетесь в работе самых популярных социальных сетей. Вот так и появляются win-win отношения, а если бы вы не подошли, то никогда бы не узнали, что человек находится в поиске партнёра или сотрудника.

Правильный подход – залог успеха в нетворкинге. Необходимо научиться полностью погружаться в отношения, ведь нетворкинг подразумевают под собой взаимовыгоду. Обычный сбор визитных карточек, с мыслью, что когда-нибудь я буду знать к кому обратиться за помощью – это не далеко не те знакомства, о которых мы говорим.

Думайте об этом, как об обычном человеческом разговоре, заведении полезной связи при этом в первую очередь вы должны задумываться о том, чем вы можете быть полезны, а не что можете взять из отношений. Не заводите отношения с целью использования вашего будущего знакомого, наоборот, будьте естественны, как со своими друзьями, и если у вас получается строить бизнес отношения с незнакомцем и оказывается, что у вас есть много общего – то это идеальный нетворкинг.

Надеемся, что после прочтения данной статьи многие задумаются о силе нетворкинга и станут активнее применять это в своей повседневной жизни. Москва и Санкт-Петербург уже довольно активно внедряют это на бизнес уровне, осталось начать использовать это во всей стране, и чтобы простые люди, тоже начали заводить взаимовыгодные знакомства через обычное общение на улице.