Тема недели:
Евродепутат: вмешательство России спасло Сирию и Европу
Интервью с депутатом Европейского парламента от Латвии (социал-демократическая партия «Согласие») Андреем Мамыкиным.
Суббота
25 Февраля 2017

Стратегия выживания Прибалтики: спасение на стыке мегапроектов

Автор: Андрей Стариков

Стратегия выживания Прибалтики: спасение на стыке мегапроектов

12.11.2015  // Фото: baltnews.lv

Прибалтийские элиты давно ведут борьбу с «географией». Имея выгодное положение на карте и богатое советское наследие, которое предопределяло странам Прибалтики стать транзитным коридором между Западом и Востоком, власть имущие Латвии, Эстонии и Литвы намеренно демонизировали восточных соседей, лишая свои страны этого конкурентного преимущества. Сегодня переосмысление себя в качестве транзитного региона могло бы помочь Прибалтийским республикам справиться с нынешними и грядущими экономическими проблемами. Однако для этого Латвии, Эстонии и Литве необходимо наладить отношения с Россией.

Логистическое наследие Прибалтики

Находясь в составе СССР, Прибалтийские республики занимали особое положение в союзной системе народного хозяйства. Экономики Латвии, Литвы и Эстонии имели более развитую инфраструктуру и более высокую производительность труда. Товары, произведённые в Прибалтике, считались элитными и пользовались повышенным спросом на всей территории СССР.

Географическое расположение Латвии, Литвы и Эстонии, а также их статус пограничного региона открывал возможности для этих стран получать дополнительное финансирование из госбюджета. Так, например, Латвия с населением в 2,5 млн человек получала из союзной казны в 4 раза больше Воронежской области, которая насчитывала 2,8 млн человек.

Дополнительное финансирование давало возможность строить высокотехнологичные аэродромы, мосты, системы коммуникаций, объекты производственной инфраструктуры. Преимуществом Прибалтийских республик стали многочисленные порты с хорошим оборудованием, большинство из которых, помимо прочего, не замерзает.

Уже в 1970-е годы Вентспилс превратился в ведущий порт СССР по экспорту калийных удобрений и стал вторым портом по перевалке нефти, поступавшей как по трубопроводу Полоцк–Вентспилс, так и по железной дороге. Рижский порт, специализирующийся на обработке сухих грузов, к 1985 году ежегодно обрабатывал более 8 млн тонн. К 1980-м годам, когда латвийский торговый флот стал делать акцент на контейнерных перевозках, доля латвийского морского пароходства достигла 7,7% от общего объёма морских перевозок СССР.

Среди других экономических районов Союза Прибалтика отличалась большой густотой сети железных дорог. Построенные ещё в канун Первой мировой войны железнодорожные линии сыграли ключевую роль в становлении экономик Эстонии и Латвии. По «имперской колее» до сих пор идут сухопутные перевозки по территории стран Прибалтики. В наследство от СССР Прибалтийским республикам тоже досталось более 50 тыс. километров автомобильных дорог с твёрдым покрытием, а также развитая система речного судоходства. Таким образом, из Советского Союза Латвия, Литва и Эстония выходили в статусе готового «логистического коридора» с выстроенной под это инфраструктурой.

В первые годы независимости, после того, как экономики Прибалтийских стран пережили сильнейший шок от разрыва хозяйственных связей с союзными республиками, бюджеты Латвии, Эстонии и Литвы на 50-70% наполнялись за счёт транзитных услуг, оказываемых российским грузам. Подобные показатели недвусмысленно свидетельствуют о географически предопределённом транзитном характере прибалтийских экономик, с которым правящие элиты республик Прибалтики усиленно сражаются, портя отношения с восточными соседями.

Политика мешает торговле

Несмотря на антироссийскую деятельность прибалтийских элит, пришедших к власти после 1991 года, торговые связи между странами Прибалтики и их восточным соседом продолжают сохраняться на достаточно высоком уровне. Именно через Балтийское море сегодня осуществляется около 50% российского экспорта. Через него же проходит и третья часть всего внешнеторгового оборота. В свою очередь, доля транзита в прибалтийских экономиках, включая смежные отрасли, всё ещё составляет более 15-20% ВВП, что позволяет портам Прибалтики оставаться крупнейшими налогоплательщиками в бюджет.

Применительно к Латвии транзит составляет 90% от общего объёма грузов, обработанных в портах, и даёт 12,3% внутреннего валового продукта этой страны. Аналогичным образом ситуация обстоит и с латвийскими железными дорогами, экономическая целесообразность существования которых зависит исключительно от транзита. В настоящее время порядка 8% работающего населения республики вовлечено в деятельность по обеспечению транспортных перевозок и обслуживанию транзитных грузов.

В транзитных отношениях России с Прибалтийскими странами формула «nothing personal, just business» работает лишь отчасти. Вопросы перевозок груза легко конвертируются в политические вопросы. Действует и обратная логика: политическая ситуация практически всегда оказывает влияние на принятие решений о выборе транзитных коридоров и инвестициях в инфраструктуру.

Так, снос памятника Бронзовому солдату в Таллине повлиял на снижение объёмов российских грузоперевозок через Эстонию. Транзит через Латвию в этот период, напротив, увеличился. От латвийских транспортников даже поступило шутливое предложение: установить в рижском порту памятник тогдашнему премьер-министру Эстонии Андрусу Ансипу с надписью «Освободителю эстонского отечества от российского транзита – благодарные латвийские транспортники».

Уместным будет вспомнить и то, с какой лёгкостью весной прошлого года Россия отказалась от транзитных услуг литовского порта Клайпеда, что было связано с «ястребиной» позицией официального Вильнюса в отношении восточного соседа в связи с украинским кризисом.

Андрей Колесник, депутат Государственной думы РФ, член Комитета по транспорту:

«У прибалтийских портов могут возникнуть проблемы, потому что, если они потеряют грузопоток, его уже потом будет тяжело вернуть, потом грузопоток может уйти не только в российские порты. Не будем забывать, что на Балтике есть такие порты, как Гамбург, Бремен, Бремерхафен. Так что эти порты должны как раз позаботиться о своём грузопотоке, потому что если уйдёт грузопоток из прибалтийских портов, если они будут там какие-то осуществлять санкции, то, собственно, он туда уже не вернётся, то есть они понесут убытки.

У нас и в Усть-Луге, и в Санкт-Петербурге, и в Калининградский области есть морской порт, где 26 стивидорных компаний. Заменить прибалтийские они, конечно, смогут совершенно спокойно, потому что у нас порты, особенно Калининградский, загружены где-то процентов на 60».

Выстраивание прагматичных контактов с восточным соседом всегда давало прибалтам хорошие дивиденды. Так, ратификация латвийским Сеймом пограничного договора с Россией, а также переговоры по подключению газопровода «Северный поток» к Баусскому и Инчукалинскому подземным газохранилищам способствовали десятикратному росту прибыли Латвийской железной дороги в 2007 году.

К сожалению, тогда латвийские политики не оценили, какую пользу экономике способны принести конструктивные отношения с восточным соседом, и присоединилась к антироссийской истерии. Компании РФ стали всё чаще выбирать альтернативные латвийским маршруты.

Александр Вишняков, посол России в Латвии:

«Из-за ухудшения отношений в 1990-е годы Латвия получила заржавевший нефтепровод. В результате нынешнего кризиса мы можем получить ржавеющие железнодорожные рельсы в направлении Россия – Латвия».

Вызовы для экономики Прибалтики

В настоящее время экономики Прибалтийских республик стоят перед серьёзными вызовами. Помимо стагнации в еврозоне и массы проблем в собственном народном хозяйстве, Латвию, Литву и Эстонию ожидают малоприятные последствия от подписания договора о Трансатлантическом торговом и инвестиционном партнёрстве (ТТИП), лоббируемого администрацией Обамы. Договор о ТТИП предполагает снятие торговых барьеров между США и ЕС и создание самой крупной зоны свободной торговли в мире. Новый суперэкономический блок, по словам его апологетов, должен ощутимо увеличить ВВП ЕС и США и стать импульсом для экономического роста обоих партнёров.

Однако, как и любое экономическое объединение, ТТИП предполагает равный уровень развития обеих сторон: в противном случае снятие барьеров и отказ от системы сдержек приведёт к одностороннему перекачиванию ресурсов от одного, более «бедного», партнёра к другому. С этим и связаны основные риски амбициозного мегапроекта для ЕС: регионы Евросоюза существенно отличаются между собой по уровню социального и экономического развития.
Для Прибалтики ТТИП станет билетом в клуб стран-колоний: американские корпорации с их более качественными и дешёвыми товарами вытеснят продукцию местных производителей, что окончательно добьёт производство в Латвии, Эстонии и Литве. Следствием этого станет снижение экспорта, свёртывание малых национальных экономик Прибалтийских государств и, конечно, дополнительная эмиграция населения.

На фоне угроз, идущих от ТТИП, осознание собственных республик в качестве транзитного коридора и выстраивание внешней политики исходя из этой позиции является единственным спасением для прибалтийских экономик в среднесрочной перспективе. В преддверии принятия договора о трансатлантическом партнёрстве прибалтийские столицы должны бросить все силы на интенсификацию торговли между Европейским и Евразийским экономическими союзами, чтобы хоть как-то сгладить последствия американского проекта.

Такая стратегия актуализирует усилия Прибалтики и по выработке реалистичного видения инфраструктурного измерения ЕАЭС и «Нового шёлкового пути». А это, в свою очередь, требует от Вильнюса, Риги и Таллина невозможного – «отмотать назад» хотя бы шаги последних двух лет по ослаблению экономических и политических связей с восточным соседом. Однако здесь и возникает ключевой для Прибалтики вопрос – пройдена ли уже точка невозврата в процессе экономической деградации региона, а если не пройдена, то способны ли местные элиты осознать важность сегодняшнего момента для будущего своих стран.

Комментарии
Читайте также
Новости партнёров
Загрузка...

Курсом мордорнизации

Курсом мордорнизации

Реформаторские инициативы, подобные казахстанским, примерно в то же время появились в Узбекистане, могут в ближайшее время появиться в России или Беларуси, но никогда — в странах Прибалтики и Украине. Там категориями модернизации больше не мыслят.

Переродившиеся убийцы

Переродившиеся убийцы

«Убийство — незаконно. Поэтому все убийцы заслуживают наказания. Если, конечно, они не убивают тысячами, под звуки фанфар».

Сериалы против политики!

Сериалы против политики!

Попробуй отличить правду от выдумки сценаристов!

Жилые дома русских в Эстонии

Жилые дома русских в Эстонии

В начале двадцатого столетия петербургскими архитекторами были созданы наиболее известные в Эстонии особняки в стиле северного модерна (Лютера в Ревеле и Амменде в Пернове).

Попробуйте новый дизайн!

Дорогой читатель, предлагаем Вам попробовать новую версию нашего сайта. Вы в любой момент сможете вернуться к текущей версии сайта, а также оставить свой комментарий и оценку.

Попробовать!
Нет, спасибо