Тема недели:
Европа больше не будет кормить Прибалтику
Евросоюз со следующего года сокращает на четверть финансирование программ по поддержке стран Восточной Европы.
Суббота
03 Декабря 2016

Прибалтика остаётся без российского транзита

Автор: Андрей Стариков

Прибалтика остаётся без российского транзита

14.09.2016  // Фото: baltnews.ee

Последствия антироссийской политики прибалтийских вождей вырисовываются всё чётче. К 2018 году «Транснефть» намерена сократить объём перевалки нефтепродуктов в портах стран Балтии, лишив недружественных соседей транзитных доходов. За два года прибалтийские предприниматели так и не сумели найти полноценной замены российскому рынку: бизнес продолжает терпеть убытки. А тут ещё выход Великобритании из ЕС, а значит, и потеря отчислений Лондона в евроказну, часть из которых шла на содержание периферии.

Санкционная война может привести к таким экономическим последствиям, что обратно вернуться будет уже невозможно, прокомментировал бизнес-омбудсмен РФ Борис Титов очередные призывы восточноевропейских «ястребов» ужесточить антироссийские меры. «Это все понимают, и этого не хотят ни они, ни мы», – сообщил чиновник. Видимо, понимают не все. В последние дни августа глава МИД Литвы Линас Линкявичюс призвал усилить давление на восточного соседа. «Если мы совершенно ничего не достигли, стоит ужесточить санкции», – заявил глава литовской внешнеполитической кузницы в интервью информационному агентству Reuters.

Владимир Путин и Николай Токарев

Точка экономического невозврата для прибалтов, между тем, уже маячит на горизонте. Переломный рубеж – 2018 год. К 2018 году наши грузы уйдут из портов Прибалтики совсем, пообещал глава компании «Транснефть» Николай Токарев на совещании с президентом Путиным.

Российские морские гавани сегодня переживают профицит мощности. Токарев рассказал, что в соответствии с поручением правительства «Транснефть» уже ведёт переориентацию с латвийских портов Риги и Вентспилса на российские балтийские порты Приморск и Усть-Луга и черноморский Новороссийск. «Если в прошлом году в Прибалтике переваливалось порядка 9 млн тонн нефтепродуктов, то в этом году – 5 млн. До 2018 года, в ближайшие годы, мы сократим этот грузопоток в район Прибалтики до нуля», – подытожил Токарев.

А ведь какими сладостными были мечты тех же латвийских транзитёров 20 лет назад. В 1990-х Латвия занимала главенствующее положение среди стран Балтии по перевалке российской нефти: через порты маленькой республики в это время транспортировалось более 30 млн тонн «недемократических» нефтепродуктов ежегодно. Контрастирует с нынешними 5 млн, не правда ли? Для Вентспилсской морской гавани, куда ещё в советское время был протянут единственный в регионе трубопровод, загрузка российской нефтью генерировала доходы в размере 10% латвийского бюджета. Официальная Рига рассчитывала как минимум удвоить объёмы нефтеперевалки.

порт в Вентспилсе

Сегодня латвийские грузоперевозчики оправданно беспокоятся. Сокращаются объёмы российских грузов.

За первые шесть месяцев этого года грузооборот порта Рига просел на 11,5%, порта Вентспилс – на 25%. Один из ведущих мотивов переориентации грузопотоков – недружелюбное поведение прибалтийских вождей.

В настоящее время транзит и сопредельные отрасли всё ещё дают 12–13% ВВП Латвии, не менее 80% транзита приходится на грузы с востока. Уход российских грузов означает экономический удар минимум по 85 тыс. жителей Латвии: работникам портов, железнодорожной отрасли, членам их семей. Кому-то снова придётся эмигрировать, но латвийцам не привыкать.

«Балтийская ассоциация – транспорт и логистика» (БАТЛ) уже поспешила обратиться к высшим должностным лицам Латвии, министрам, мэрам Риги, Вентспилса и Лиепаи, иностранным инвесторам с призывом немедленно сесть за стол переговоров, чтобы разработать соответствующее ситуации на рынке предложение о потоке транзитных грузов через Латвию и латвийские порты. Вот только малость наивно говорить о спасении отрасли с её же могильщиками – членами правительства. «Придурок» из МИД и генпрокурор – именно эти лица, по мнению вентспилсского градоначальника Айварса Лембергса, должны нести ответственность за «транзитную катастрофу» в первую очередь.

В 2014 году аудиторская компания «EY» посчитала, что в случае прекращения транзита нефти и нефтепродуктов латвийская казна сократится на 803,8 млн евро. Москва намерена воплотить этот сценарий в жизнь.

При этом не стоит сомневаться: уход «Транснефти» – это лишь одно из звеньев длинной цепочки событий по переориентации транзитных потоков с прибалтийских портов на российские. Большую часть доходов портам Прибалтики дают контейнерные грузы. Чтобы забрать контейнеры, российской стороне необходимо лишь навести порядок с собственными таможенными процедурами и транспортными тарифами. Русские, как известно, долго запрягают, но быстро едут. Принципиальное решение об уходе России из Прибалтики принято: сначала нефтепродукты, а следом и весь остальной транзит.

2018 год не сулит прибалтам добрых вестей и с западного направления. После «брексита» денег в евроказне станет меньше. Британия была страной-донором. Периферийные европейцы, живущие на финансовых инъекциях Брюсселя, недополучат. А ведь именно Эстония, Литва, Латвия вместе с Венгрией, Болгарией и Польшей – главные потребители евросоюзного велфера. Худо-бедно страны Балтии завершат освоение фондов, запланированных до 2018 года. Дальше придётся думать. В 2019-м и 2020 годах на тот же ремонт латвийских дорог евроденег уже не предусмотрено.

Дана Рейзниеце-Озола

В 2020 году Брюссель будет принимать очередной шестилетний бюджет. Пособия периферийным младоевропейцам урежут.

После 2020 года, когда в Латвии закончится финансирование из фондов ЕС, нужно будет увеличивать налоговые поступления, поспешила заявить министр финансов Дана Рейзниеце-Озола.

Увеличивать за счёт повышения налоговой нагрузки, ведь бороться с теневой экономикой и улучшать предпринимательскую среду гораздо труднее.

Да и о какой предпринимательской среде может идти речь, если борьба прибалтийских правительств на антироссийском фронте лишила бизнесменов одного из важнейших рынков? За два года латвийские производители так и не смогли найти полноценной замены России, приходят к выводу эксперты Минземледелия Латвии. Пусть столичный руководитель Нил Ушаков и предпринимает шаги для возвращения «рижских двориков» (стендов продукции латвийских производителей – прим. RuBaltic.Ru) в Москву после отмены санкций, о былом торговом обороте между странами Балтии и их восточным соседом в среднесрочной перспективе мечтать не приходится.

В итоге антироссийская политика прибалтийских вождей в совокупности с европейскими проблемами даёт кумулятивный эффект. Над экономическими перспективами Латвии, Эстонии и Литвы всё плотнее сгущаются тучи.

Комментарии
Читайте также
Новости партнёров
Загрузка...

Этот стон у них свободой зовется

Этот стон у них свободой зовется

«Граждане, расходимся, у меня знакомый дипломат в Чикаго есть, он сказал, что всё будет путем, за Литву словечко замолвят, без паники!».
Политики этих стран клеймят «ватников» за «рабское сознание», высокомерно улыбаются при словах о том, что их правительства назначаются по звонку из посольства США, гордо бросают «Мы играем в западных клубах» и пытаются учить демократии.

Пишите письма

Пишите письма

Звон дипломатических сабель, хруст переломленных копий... Резолюция в ответ на резолюцию, против демарша — демарш. За всем этим тихо, полушепотом — новости мелкокалибербные вроде бы, малозначительные. Но очень симптоматичные. На них стоит иногда обращать внимание.

Подходишь ли ты в преемники Грибаускайте?

Подходишь ли ты в преемники Грибаускайте?

В октябре состоятся парламентские выборы в Литве, но не за горами и президентские! Проверь себя уже сейчас, сгодишься ли ты в преемники железной леди Прибалтики?

Бронзовый солдат: памятник воинам-освободителям Таллина

Бронзовый солдат: памятник воинам-освободителям Таллина

Авторами монумента освободителям столицы Эстонии, известного ныне как «Бронзовый солдат», стали архитектор Арнольд Алас и скульптор Энн Роос.