×
История История

Застывшие в камне: советская архитектура в Латвии

Источник изображения: SkyscraperCity

Господствовавшими в Латвии архитектурными стилями до вхождения ее в состав Советского Союза были практичный функционализм и впечатляющий монументализм, сменившие изысканный модерн 20‑х годов.

После создания Латвийской Советской Социалистической Республики модернизм возвратился снова, правда, в измененном почти до неузнаваемости виде.

Здание Кабинета министров в Риге, относящееся к межвоенному латвийскому монументализмуЗдание Кабинета министров в Риге, относящееся к межвоенному латвийскому монументализму

Речь идет о так называемом «советском модернизме», воплотившемся в Латвии в череду однообразных унылых многоквартирников блочного типа. Как говорится, нет ничего более постоянного, чем временное, — вот и в этих мастодонтах, которые, по задумке, должны были вымереть через несколько десятилетий, до сих пор проживает значительная часть городского населения. Впрочем, такова картина не только в Латвии. 

Но неужели всё так плохо и советская эпоха не оставила здесь ничего, кроме серых коробок-муравейников? Вовсе нет!

Особенно богата на подобные достопримечательности столица республики. Например, знаменитая «сталинская высотка» в Риге, напоминающая аналогичные здания в Москве. Изначально она задумывалась как Дом колхозника, но уже после завершения строительства в 1960 году все помещения, расположенные на двадцати одном этаже, были отданы Латвийской академии наук. 

Это строение, безусловно, можно назвать одной из архитектурных доминант латвийской столицы, а его величественные линии и значительная высота обеспечивают ему статус городской достопримечательности.
Здание Латвийской Академии НаукЗдание Латвийской Академии Наук

Еще одно заслуживающее внимания здание — это рижский Дом спорта, спроектированный известным архитектором Владимиром Шнитниковым, одним из группы авторов предыдущего объекта нашего внимания, который до начала 80‑х годов работал в «Латгипрогорстрое» — центральном проектном институте Латвийской ССР. 

Его должность в этой организации именовалась более чем солидно: главный архитектор Института проектирования государственного строительства. Дом спорта был разработан им в конце 50‑х годов, а воплощен в жизнь проект был к 1963 году. 
Ему же принадлежат проекты двух рижских стадионов «Даугава» и «Динамо» и другие масштабные архитектурные работы.
Рижский Дом спортаРижский Дом спорта

Современник бывшего Дома колхозника и Дворец культуры и техники завода ВЭФ. Он тоже был достроен к 1960 году, но принадлежит к несколько другому архитектурному стилю, называемому «эклектизм», который архитектор Николай Семенцов дополнил элементами неоклассицизма. 

Несмотря на достаточно вычурный декор здания, его пропорции, фасады, портик и тяжеловесные колонны, отчетливо отсылающие нас к Античности, Дворец культуры вполне органично смотрится в современном городском пейзаже.
Дворец культуры и техники завода ВЭФДворец культуры и техники завода ВЭФ

Или, из более поздних сооружений, гостиница «Ридзене», построенная в 1984 году почти в самом центре Риги, — весьма любопытный образец асимметричной архитектуры, далекий от надоевших прямоугольных форм. Если смотреть на нее сверху, она похожа на треугольник, что уже достаточно необычно. Внутренняя планировка не менее интересна, так как центром этого треугольника является холл в форме трапеции, не ограниченный перекрытиями этажей в высоту. 

Правда, здание было в значительной мере перестроено в 1999–2001 годах, изменился как внешний вид, начиная с облицовки стен, так и внутренние интерьеры, но оригинальность изначального замысла была в достаточной мере сохранена.
Гостиница «Ридзене»Гостиница «Ридзене»
Достойна внимания и Рижская телебашня, строительство которой велось целых десять лет и, хотя башня начала выполнять свою функцию с 1986 года, фактически закончилось только к 1989‑му. 
Стройная конструкция возносится над городом на триста шестьдесят восемь с половиной метров, что делает башню первой по высоте во всей Прибалтике, а в масштабах Европы позволяет занять почетное третье место. 

Конечно, охочие до потрясающих видов не смогут забраться так высоко — для них предусмотрена обзорная площадка на высоте девяноста семи метров, но и их хватает, чтобы увидеть как на ладони весь город и даже ближайшие его окрестности.

Рижская телебашняРижская телебашня

Пожалуй, самым неоднозначным «преданием советской старины» можно назвать нынешний Музей оккупации Латвии, расположенный в мрачноватом темном здании, вытянутым прямоугольником раскинувшемся на площади Латышских Стрелков. Собственно говоря, неоднозначность его в том и заключается, что с момента постройки в 1970 году и до 1993 года здесь был Мемориальный музей-памятник латышским красным стрелкам, монументальная гранитная троица которых как будто охраняет вход в здание. 

Теперешняя экспозиция музея вызывает противоречивые эмоции как у латвийской части населения Риги, так и у русскоязычной. 
И хотя значительный акцент в ней делается на период с 1941‑го по 1944 год, немало внимания уделено и времени, называемому нынешней властью «советской оккупацией». 

Говорят, что, обозрев обновленный музей, поэт Евгений Евтушенко оставил в книге отзывов несколько очень эмоциональных страниц, которые впоследствии загадочным образом исчезли. 

Само же здание весьма интересно в архитектурном плане и представляет собой один из немногочисленных латвийских памятников архитектуры в стиле конструктивизма.

(Автор скульптурной группы — заслуженный деятель искусств Латвийской ССР В. Албергс, авторы архитектурного проекта музея — Дз. Дриба и Г. Лусис-Гринбергс. В 1972 году коллективу авторов была присуждена Госпремия СССР).

Музей-памятник латышским красным стрелкам у входа в Музей оккупацииПамятник латышским красным стрелкам у входа в Музей оккупации

Интересным образцом архитектуры на стыке двух стилистических направлений — конструктивизма и функционализма — является бывший Дом политического просвещения ЦК Компартии Латвии. Это здание было достроено и торжественно открыто в 1982 году — аккурат к 60‑летнему юбилею образования Советского государства. Его решено было разместить в любимом месте отдыха горожан — парке, именуемом Стрелковый сад. И архитекторы Юрис Гертманис и Валерий Кадырков блестяще справились с задачей, вписав новую постройку среди зеленых насаждений так, чтобы пострадало как можно меньше деревьев. 

В начале 90‑х годов здание было передано в ведение Управления культуры, и теперь оно носит название Дом конгрессов. 

Здесь, на перекроенной и расширенной сцене, ранее предназначенной только для выступлений из-за кафедры, теперь проводятся театрализованные представления, эстрадные концерты, различные выставки и кинофестивали.

Дом конгрессовДом конгрессов

Но не все архитектурные достижения тех лет представляли собой дома. Одним из примеров советского инженерного гения в Латвии можно назвать Вантовый мост через реку Даугаву в Риге. Ранее мост носил имя Горького, впоследствии приняв свою конструктивную особенность в качестве нового имени. 

Впрочем, на момент его открытия в начале 80‑х годов вполне уместно было называть его Вантовым с большой буквы, потому что длиннее пролета у моста подобной конструкции в СССР тогда не было. 

В 1983 году инженер-архитектор И. И. Фандеев, проектировавший и строивший комплекс инженерных сооружений мостового перехода, удостоился Государственной премии СССР.

Вантовый мост через реку Даугаву в РигеВантовый мост через реку Даугаву в Риге

Другой мост через Даугаву, носящий название Каменного, появился раньше, в 1957 году. И хотя его конструкция довольно проста, он тоже заслуживает внимания хотя бы потому, что исправно выполняет свою функцию на протяжении вот уже практически шестидесяти лет, соединяя центр города с Пардаугавой. 

Кроме того, более чем пятисотметровый мост спроектирован разводным, хотя этой его особенностью ни разу не пришлось воспользоваться.
Каменный мост через ДаугавуКаменный мост через Даугаву


Застывшие в камне: советская архитектура в Литве
Застывшие в камне: советская архитектура в Эстонии
Застывшие в камне: советская архитектура на Украине

Подписывайтесь на Балтологию в Telegram!