×
История История

В Прибалтике ограничивают право на информацию

Источник изображения: datasymphony.сом

Латвийский парламент утвердил поправки к закону «Об электронных средствах массовой информации». Новая редакция закона позволяет ограничивать зарубежное телевещание за такие нарушения, как «разжигание ненависти» и прочие «грехи» с неясными критериями оценки. Очевидно, что принятые поправки имеют политическую подоплеку и направлены против российских телепрограмм. Официальная Рига делает еще один шаг на пути прибалтийских республик к выстраиванию информационного занавеса и возвращению цензуры.

Монополия на правду

Сейм Латвии в итоговом третьем чтении принял новую редакцию закона о СМИ, дающую возможность ограничить ретрансляцию зарубежных программ, «разжигающих ненависть». В документ было внесено более 30 поправок, которые, главном образом, обрисовывают алгоритм запрета враждебных телепередач.  «Поправки — первый шаг к ограничению ретрансляции разжигающего вражду содержания в иностранных программах», сообщила председатель Комиссии сейма по правам человека Инесе Лайзане.

Помимо «голубого экрана» латвийский парламент вспомнил и про радио, обязав голос из приемника говорить по-латышски. Так, новая редакция закона существенно сужает возможности использования иностранных языков, в первую очередь русского, в радиопрограммах: передачи, которые ранее имели право 49% эфирного времени вещать на русском языке, с 1 января следующего года должны всецело перейти на государственный.

Латвийский законодатель не забыл и про кабельных операторов. Для обеспечения «интереса общества к всесторонней информации» сейм постановил дополнить кабельные телеканалы еще четырьмя, неназванными пока, программами, среди которых будут «программа с информационными и аналитическими передачами, созданными в странах ЕС», «программа, состоящая из передач для детской и молодежной аудитории», программа на государственном языке, а также программа с научно-популярными передачами на одном из официальных языков ЕС.

За регулирование средств массовой информации всерьез взялись и в соседней Литве. В мае литовский сейм поддержал предложенные президентом Далей Грибаускайте поправки к Закону об информировании общественности. Новая редакция закона призвана защитить население республики от «враждебной пропаганды и дезинформации» и «обеспечить национальную безопасность Литвы».

Даля Грибаускайте, президент Литовской Республики:

«Литва с нынешнего момента располагает правовыми инструментами в борьбе с пропагандой и дезинформацией, поэтому информационные атаки против нашего государства и попытки разжигания розни не останутся безнаказанными».

Поправки «железной леди» Литвы направлены на борьбу с враждебной (читай — российской) ТВ-продукцией и предусматривают штрафы в размере до 3% месячного дохода телеканала или ретранслятора. Для наложения штрафа эксперты Комиссии литовского радио и телевидения (КЛРТ) должны будут усмотреть в телесюжете элементы «военной пропаганды», «покушения на суверенитет страны», «призывы к изменению конституционного строя».

ц1.jpg

Новая редакция закона предоставляет и дополнительные полномочия самой КЛРТ, в обязанности которой отныне входит не только реагировать на «антилитовскую пропаганду», но и предотвращать ее при помощи суда.

Так, с подачи экс-комсомолки Грибаускайте Комиссия наделяется функциями «Главлита» времен диктатуры пролетариата и становится на стражу идеологических интересов Литовского государства.

Запрет «голубого экрана»

О том, как будут применяться законодательные нововведения в Латвии и Литве, можно судить по истории отношений прибалтийских столиц с российскими телеканалами. Национальные регуляторы СМИ неоднократно осуществляли проверки российских телепрограмм и вводили против них санкции.

В конце 2013 года Национальный совет электронных средств массовой информации Латвии (НСЭСМИ) наложил на «Первый балтийский канал» (ПБК) штраф в размере 2180 евро (1500 латов), пригрозив лишить лицензии в случае повторного нарушения. Поводом для этого стал выпуск телепередачи «Человек и закон» о событиях 1991 года в Литве. В программе были изложены воспоминания бойцов группы «Альфа» о штурме телецентра в Вильнюсе. Бывшие спецназовцы рассказывали, что во время операции не использовали боевые патроны против мирных жителей, а ответственность за жертвы лежит на литовских снайперах, стрелявших с крыш.

Подобную версию событий НСЭСМИ посчитал актом вражеской пропаганды. «Штраф применяется, так как в указанной передаче не была соблюдена 24 статья закона Об электронных средствах массовой информации, предписывающая отражать события и факты объективно, учитывая многообразие мнений и не впадая в одностороннюю пропаганду», — объяснил свое решение регулятор.

В самой Литве выпуск передачи «Человек и закон» о событиях 1991 года вызвал еще более резкую реакцию. Официальный Вильнюс полностью запретил ПБК заниматься ретрансляцией программ российского производства в течении трех месяцев.

С началом украинского кризиса борьба официальной Риги с альтернативными источниками информации накалилась. В мае 2014 года ПБК был оштрафован на 3600 евро за «необъективность» в оценке майдана. Спустя пять месяцев канал получил второй штраф на аналогичную сумму за «подачу односторонней информации о событиях на Украине». В начале 2014 года официальная Рига по схожей причине ограничила ретрансляцию программ «РТР-Планета» сроком на три месяца.

В октябре 2015 года НСЭСМИ в очередной раз оштрафовал «Первый балтийский канал» за «одностороннее отражение украинского конфликта». Власти Латвии, где для СМИ, вещающих на латышском языке, существует негласное табу на освещение событий в соседнем государстве в позитивном ключе, обвинили ПБК в отсутствии мнения официального Киева в сюжете о нарушении перемирия украинской стороной. На этот раз сумма штрафа составила 10 000 евро.

Департамент информации и печати МИД России:

«Использование репрессивных мер по отношению к СМИ наглядно демонстрирует, чего на практике стоят демагогические заявления латвийских властей о приверженности демократическим ценностям, свободе слова и выражения мнений. Рассчитываем, что пренебрежительное отношение Риги к основополагающим принципам деятельности средств массовой информации не останется незамеченным международными профильными структурами, в частности Представителем ОБСЕ по вопросам свободы СМИ».

Кроме этого, в 2015 году латвийские власти дважды отказались зарегистрировать в стране представительство международного информационного агентства «Россия сегодня». Как сообщила главный нотариус Регистра предприятий Латвии Гуна Пайдере, деятельность МИА противоречит Конституции Латвийской республики и официальной позиции правительства страны. Латвии «не нужны рабочие места, их с успехом заменяют фобии»,так прокомментировала отказ официальной Риги главный редактор международного информагенства Маргарита Симоньян.

Мария Захарова, официальный представитель МИД РФ:

«Отклонение под явным политизированным и надуманным предлогом апелляции МИА "Россия сегодня" является, можно уже сказать, логическим продолжением линии официальной Риги на искоренение инакомыслия и установление полного контроля над средствами массовой информации в этой стране. <…> Такой подход должен наконец-то получить соответствующую реакцию со стороны профильных международных структур».

Искаженные представления о свободе слова наблюдаются не только в Латвии. За последние два года в Литве поочередно блокировалась ретрансляция «РЕН-ТВ», «РТР Планета» и  «НТВ-МИР». Три русскоязычных еженедельника «Литовский курьер», «Обзор», «Экспресс-неделя» постоянно попадают в ежегодник Департамента государственной безопасности, где называются «рупором Кремля» и проводниками интересов России.

Единая прибалтийская пропаганда

Лучшая защита — нападение, поэтому в борьбе с российской «пропагандой» прибалтийские республики решили не ограничиваться удержанием обороны и строительством информационных стен. Для противодействия «кремлевским информ-атакам» была предложена идея создания единого прибалтийского канала с русским языком вещания.

Первой такую идею вбросила Латвия, где доля русскоязычного населения выше всего, а значит, страна наиболее плотно среди трех «прибалтийский сестер» встроена в российское информационное поле. Официальную Ригу с энтузиазмом поддержали Эстония и Литва, а одиозный американский сенатор Джон Маккейн благословил прибалтийские столицы на информационный крестовый поход против Москвы.

Однако перейти от слов к делу Латвии, Эстонии и Литве так и не удалось: республики Прибалтики не смогли распределить между собой финансовые обязательства в антикремлевском проекте. Немного изменив концепцию и целевую аудиторию «правдивого русскоязычного ТВ», прибалтийскую идею утащила Польша, пролоббировав ее в Европарламенте под собственным авторством.

Поняв, что договориться о едином русскоязычном канале «прибалтийским сестрам» между собой так и не удастся, Таллин решил создать собственный рупор для борьбы с «пропагандой» Кремля. В конце сентября в Эстонии был запущен телеканал ETV+, который, по мнению его создателей, должен показывать «правильную информацию» и создавать проевропейские настроения.

Кейт Пентус-Розиманнус, экс-министр иностранных дел Эстонии:

«Пропаганда кремлевского режима становится все агрессивнее. Думаю, первый шаг для ее нейтрализации — это предоставление подлинной информации».

После открытия своего русскоязычного ТВ, логичным шагом официального Таллина должно стать постепенное сворачивание «вражеских» российских каналов.

Прикрываясь борьбой с «российской пропагандой», страны Прибалтики продолжают взращивать у собственного населения политическую культуру запретов и цензуры. Даже союзник прибалтийских республик на фронте информационной войны — Германия — призывала Латвию, Эстонию и Литву противостоять дезинформации, повышая квалификацию журналистов и занимаясь просвещением общества. «Это нужно делать при помощи свободной и независимой журналистики», — учил коллег глава МИД ФРГ Франк-Вальтер Штайнмайер в ходе своего балтийского турне. Но, к сожалению, прибалтийские элиты остались глухи к призыву старшего европейского товарища и выбрали путь строительства информационных стен и создания своих пропагандистских машин. 

ц3.jpg

Подписывайтесь на Балтологию в Telegram!