Тема недели:
Евродепутат: вмешательство России спасло Сирию и Европу
Интервью с депутатом Европейского парламента от Латвии (социал-демократическая партия «Согласие») Андреем Мамыкиным.
Воскресенье
26 Февраля 2017

В Прибалтике ограничивают право на информацию

Автор: Лайма Каце

В Прибалтике ограничивают право на информацию

05.11.2015  // Фото: datasymphony.сом

Латвийский парламент утвердил поправки к закону «Об электронных средствах массовой информации». Новая редакция закона позволяет ограничивать зарубежное телевещание за такие нарушения, как «разжигание ненависти» и прочие «грехи» с неясными критериями оценки. Очевидно, что принятые поправки имеют политическую подоплеку и направлены против российских телепрограмм. Официальная Рига делает еще один шаг на пути прибалтийских республик к выстраиванию информационного занавеса и возвращению цензуры.

Монополия на правду

Сейм Латвии в итоговом третьем чтении принял новую редакцию закона о СМИ, дающую возможность ограничить ретрансляцию зарубежных программ, «разжигающих ненависть». В документ было внесено более 30 поправок, которые, главном образом, обрисовывают алгоритм запрета враждебных телепередач.  «Поправки — первый шаг к ограничению ретрансляции разжигающего вражду содержания в иностранных программах», сообщила председатель Комиссии сейма по правам человека Инесе Лайзане.

Помимо «голубого экрана» латвийский парламент вспомнил и про радио, обязав голос из приемника говорить по-латышски. Так, новая редакция закона существенно сужает возможности использования иностранных языков, в первую очередь русского, в радиопрограммах: передачи, которые ранее имели право 49% эфирного времени вещать на русском языке, с 1 января следующего года должны всецело перейти на государственный.

Латвийский законодатель не забыл и про кабельных операторов. Для обеспечения «интереса общества к всесторонней информации» сейм постановил дополнить кабельные телеканалы еще четырьмя, неназванными пока, программами, среди которых будут «программа с информационными и аналитическими передачами, созданными в странах ЕС», «программа, состоящая из передач для детской и молодежной аудитории», программа на государственном языке, а также программа с научно-популярными передачами на одном из официальных языков ЕС.

За регулирование средств массовой информации всерьез взялись и в соседней Литве. В мае литовский сейм поддержал предложенные президентом Далей Грибаускайте поправки к Закону об информировании общественности. Новая редакция закона призвана защитить население республики от «враждебной пропаганды и дезинформации» и «обеспечить национальную безопасность Литвы».

Даля Грибаускайте, президент Литовской Республики:

«Литва с нынешнего момента располагает правовыми инструментами в борьбе с пропагандой и дезинформацией, поэтому информационные атаки против нашего государства и попытки разжигания розни не останутся безнаказанными».

ц1.jpgПоправки «железной леди» Литвы направлены на борьбу с враждебной (читай — российской) ТВ-продукцией и предусматривают штрафы в размере до 3% месячного дохода телеканала или ретранслятора. Для наложения штрафа эксперты Комиссии литовского радио и телевидения (КЛРТ) должны будут усмотреть в телесюжете элементы «военной пропаганды», «покушения на суверенитет страны», «призывы к изменению конституционного строя».

Новая редакция закона предоставляет и дополнительные полномочия самой КЛРТ, в обязанности которой отныне входит не только реагировать на «антилитовскую пропаганду», но и предотвращать ее при помощи суда.

Так, с подачи экс-комсомолки Грибаускайте Комиссия наделяется функциями «Главлита» времен диктатуры пролетариата и становится на стражу идеологических интересов Литовского государства.

Запрет «голубого экрана»

О том, как будут применяться законодательные нововведения в Латвии и Литве, можно судить по истории отношений прибалтийских столиц с российскими телеканалами. Национальные регуляторы СМИ неоднократно осуществляли проверки российских телепрограмм и вводили против них санкции.

В конце 2013 года Национальный совет электронных средств массовой информации Латвии (НСЭСМИ) наложил на «Первый балтийский канал» (ПБК) штраф в размере 2180 евро (1500 латов), пригрозив лишить лицензии в случае повторного нарушения. Поводом для этого стал выпуск телепередачи «Человек и закон» о событиях 1991 года в Литве. В программе были изложены воспоминания бойцов группы «Альфа» о штурме телецентра в Вильнюсе. Бывшие спецназовцы рассказывали, что во время операции не использовали боевые патроны против мирных жителей, а ответственность за жертвы лежит на литовских снайперах, стрелявших с крыш.

Подобную версию событий НСЭСМИ посчитал актом вражеской пропаганды. «Штраф применяется, так как в указанной передаче не была соблюдена 24 статья закона Об электронных средствах массовой информации, предписывающая отражать события и факты объективно, учитывая многообразие мнений и не впадая в одностороннюю пропаганду», — объяснил свое решение регулятор.

В самой Литве выпуск передачи «Человек и закон» о событиях 1991 года вызвал еще более резкую реакцию. Официальный Вильнюс полностью запретил ПБК заниматься ретрансляцией программ российского производства в течении трех месяцев.

С началом украинского кризиса борьба официальной Риги с альтернативными источниками информации накалилась. В мае 2014 года ПБК был оштрафован на 3600 евро за «необъективность» в оценке майдана. Спустя пять месяцев канал получил второй штраф на аналогичную сумму за «подачу односторонней информации о событиях на Украине». В начале 2014 года официальная Рига по схожей причине ограничила ретрансляцию программ «РТР-Планета» сроком на три месяца.

В октябре 2015 года НСЭСМИ в очередной раз оштрафовал «Первый балтийский канал» за «одностороннее отражение украинского конфликта». Власти Латвии, где для СМИ, вещающих на латышском языке, существует негласное табу на освещение событий в соседнем государстве в позитивном ключе, обвинили ПБК в отсутствии мнения официального Киева в сюжете о нарушении перемирия украинской стороной. На этот раз сумма штрафа составила 10 000 евро.

Департамент информации и печати МИД России:

«Использование репрессивных мер по отношению к СМИ наглядно демонстрирует, чего на практике стоят демагогические заявления латвийских властей о приверженности демократическим ценностям, свободе слова и выражения мнений. Рассчитываем, что пренебрежительное отношение Риги к основополагающим принципам деятельности средств массовой информации не останется незамеченным международными профильными структурами, в частности Представителем ОБСЕ по вопросам свободы СМИ».

ц2.jpg

Кроме этого, в 2015 году латвийские власти дважды отказались зарегистрировать в стране представительство международного информационного агентства «Россия сегодня». Как сообщила главный нотариус Регистра предприятий Латвии Гуна Пайдере, деятельность МИА противоречит Конституции Латвийской республики и официальной позиции правительства страны. Латвии «не нужны рабочие места, их с успехом заменяют фобии»,так прокомментировала отказ официальной Риги главный редактор международного информагенства Маргарита Симоньян.

Мария Захарова, официальный представитель МИД РФ:

«Отклонение под явным политизированным и надуманным предлогом апелляции МИА "Россия сегодня" является, можно уже сказать, логическим продолжением линии официальной Риги на искоренение инакомыслия и установление полного контроля над средствами массовой информации в этой стране. <…> Такой подход должен наконец-то получить соответствующую реакцию со стороны профильных международных структур».

Искаженные представления о свободе слова наблюдаются не только в Латвии. За последние два года в Литве поочередно блокировалась ретрансляция «РЕН-ТВ», «РТР Планета» и  «НТВ-МИР». Три русскоязычных еженедельника «Литовский курьер», «Обзор», «Экспресс-неделя» постоянно попадают в ежегодник Департамента государственной безопасности, где называются «рупором Кремля» и проводниками интересов России.

Единая прибалтийская пропаганда

Лучшая защита — нападение, поэтому в борьбе с российской «пропагандой» прибалтийские республики решили не ограничиваться удержанием обороны и строительством информационных стен. Для противодействия «кремлевским информ-атакам» была предложена идея создания единого прибалтийского канала с русским языком вещания.

Первой такую идею вбросила Латвия, где доля русскоязычного населения выше всего, а значит, страна наиболее плотно среди трех «прибалтийский сестер» встроена в российское информационное поле. Официальную Ригу с энтузиазмом поддержали Эстония и Литва, а одиозный американский сенатор Джон Маккейн благословил прибалтийские столицы на информационный крестовый поход против Москвы.

Однако перейти от слов к делу Латвии, Эстонии и Литве так и не удалось: республики Прибалтики не смогли распределить между собой финансовые обязательства в антикремлевском проекте. Немного изменив концепцию и целевую аудиторию «правдивого русскоязычного ТВ», прибалтийскую идею утащила Польша, пролоббировав ее в Европарламенте под собственным авторством.

Поняв, что договориться о едином русскоязычном канале «прибалтийским сестрам» между собой так и не удастся, Таллин решил создать собственный рупор для борьбы с «пропагандой» Кремля. В конце сентября в Эстонии был запущен телеканал ETV+, который, по мнению его создателей, должен показывать «правильную информацию» и создавать проевропейские настроения.

Кейт Пентус-Розиманнус, экс-министр иностранных дел Эстонии:

«Пропаганда кремлевского режима становится все агрессивнее. Думаю, первый шаг для ее нейтрализации — это предоставление подлинной информации».

После открытия своего русскоязычного ТВ, логичным шагом официального Таллина должно стать постепенное сворачивание «вражеских» российских каналов.

ц3.jpgПрикрываясь борьбой с «российской пропагандой», страны Прибалтики продолжают взращивать у собственного населения политическую культуру запретов и цензуры. Даже союзник прибалтийских республик на фронте информационной войны — Германия — призывала Латвию, Эстонию и Литву противостоять дезинформации, повышая квалификацию журналистов и занимаясь просвещением общества. «Это нужно делать при помощи свободной и независимой журналистики», — учил коллег глава МИД ФРГ Франк-Вальтер Штайнмайер в ходе своего балтийского турне. Но, к сожалению, прибалтийские элиты остались глухи к призыву старшего европейского товарища и выбрали путь строительства информационных стен и создания своих пропагандистских машин. 

Комментарии
Читайте также
Новости партнёров
Загрузка...

Курсом мордорнизации

Курсом мордорнизации

Реформаторские инициативы, подобные казахстанским, примерно в то же время появились в Узбекистане, могут в ближайшее время появиться в России или Беларуси, но никогда — в странах Прибалтики и Украине. Там категориями модернизации больше не мыслят.

Переродившиеся убийцы

Переродившиеся убийцы

«Убийство — незаконно. Поэтому все убийцы заслуживают наказания. Если, конечно, они не убивают тысячами, под звуки фанфар».

Литва или Северная Корея?

Литва или Северная Корея?

Современная Литва нередко практически не отличима от КНДР. Сумеете ли Вы отличить Литву от Северной Кореи?

Жилые дома русских в Эстонии

Жилые дома русских в Эстонии

В начале двадцатого столетия петербургскими архитекторами были созданы наиболее известные в Эстонии особняки в стиле северного модерна (Лютера в Ревеле и Амменде в Пернове).

Попробуйте новый дизайн!

Дорогой читатель, предлагаем Вам попробовать новую версию нашего сайта. Вы в любой момент сможете вернуться к текущей версии сайта, а также оставить свой комментарий и оценку.

Попробовать!
Нет, спасибо