×
Образование и наука Образование и наука

«Россия заинтересована в научном диалоге с балтийскими странами»

Насколько эффективно развивается научно-техническое, инновационное сотрудничество России со странами Балтийского региона? Почему наиболее успешным можно считать взаимодействие, сложившееся, например, с Германией, тогда как контакты в академической сфере с непосредственными соседями - со странами Балтии имеют весьма скромные показатели? О причинах такого положения дел – в интервью проректора по научной работе БФУ, доктора географических наук, профессора Геннадия Михайловича ФЁДОРОВА:

- Геннадий Михайлович, как бы Вы оценили актуальный уровень инновационного развития в странах Балтийского региона?

- Наиболее высокий уровень инновационного развития имеют Северные страны региона, особенно Швеция, Дания и Финляндия. Они занимают высокие места в известных рейтингах Глобального инновационного индекса. Несколько ниже позиция Норвегии, а также Эстонии, наиболее из стран Балтии продвинувшейся по пути рыночных реформ. Латвия и Литва находятся в нижней части списка.

По абсолютным показателям инновационного потенциала в Балтийском регионе с Россией сопоставима только Германия: у нас больше исследователей, в Германии выше расходы на производство инноваций и намного больше производится инновационных товаров и услуг. А по относительным показателям, в расчете на душу населения, по числу занятых и объему финансирования НИОКР Россия превосходит Польшу, Литву и Латвию, немного уступает Эстонии и значительно - Германии и Северным странам.

Но отстает от всех других стран региона по финансированию исследований со стороны бизнеса и внедрению инноваций в экономику.
Правда, нужно учитывать, что в производстве товаров у нас большую роль играют добывающие отрасли, где освоить производство новых виды товаров сложнее, чем в обрабатывающих отраслях. Не случайно формальные показатели инновационности экономики Норвегии не сильно отличаются от российских.
Нужно также отметить, что Россия в возникших уже в постсоветской период видах экономической деятельности в нашей стране уже превосходит относительные показатели других стран региона или быстро приближается к ним. Так, по продажам сим-карт мобильной связи на душу населения Россия занимает на Балтике первое место. Быстрыми темпами растет компьютеризация и экономики, и быта населения.

- С чем это связано?

- В России в сектор инноваций вкладывается недостаточно финансовых ресурсов (в особенности со стороны бизнеса), у нас ниже доля исследователей в общей численности занятых. В результате низка доля предприятий, осуществляющих инновации, менее развито производство высокотехнологичной продукции, меньше ее доля в экспорте, ниже доля оборота новой продукции в общем обороте товаров и услуг. Однако большинство индикаторов растет намного быстрее по сравнению с Северными и Прибалтийскими странами, а некоторые индикаторы более благоприятны. Так, по числу патентных заявок в расчете на 100 тысяч жителей СЗФО (Северо-западный федеральный округ) РФ почти не уступает Швеции и превосходит Финляндию – а ведь это, по сути, флагманы.

- Однако российский Северо-Запад не однороден по уровню своего экономического развития. Какие субъекты, входящие в СЗФО, развиваются наиболее динамично и на каком технологическом уровне находятся в сравнении со своими соседями из Скандинавских стран и стран Балтии?

- Лидером СЗФО по уровню инновационного развития является Санкт-Петербург. По относительным показателям развития научно-технологического потенциала он близок к средним показателям Скандинавских стран или превосходит их. Однако по финансированию научных исследований и разработок - уступает их наиболее развитым в инновационном отношении регионам. Среди остальных субъектов СЗФО более высокие показатели имеет Ленинградская область. Наименее благоприятны показатели у Ненецкого автономного округа и Псковской области. Остальные регионы имеют сопоставимые друг с другом показатели.

- А как Вы можете оценить уровень инновационного развития стран Балтии?

- Они уступают мировым лидерам. Хотя у них есть, безусловно, отдельные научно-технические заделы и достижения ми­рового уровня. Партнеры из стран Балтии имеют преиму­щество в превращении новых идей в технологии, в запуске стартапов. Они располагают необходимыми логистическими и коммуникативными ресурсами, способны развивать перспектив­ные технологии на территории своих технопарков. Где, кстати говоря, можно создавать компании с участием российского капитала.

- Вы считаете перспективным возможное сотрудничество России с балтийскими республиками в инновационной сфере?

- Да, конечно. Инновационный потенциал Российской Федерации из-за несопоставимости размеров стран в целом намного превосходит уровень всех трех стран Балтии вместе взятых. Однако научно-техническая кооперация России со странами Балтии может быть полезна обеим сторонам. Сотрудничество возможно в энергетике, машиностроении (энергетиче­ское и транспортное машиностроение, электронная и электротехниче­ская промышленность), IТ-отрасли, химической промышленности (косметические товары, фармацевтика, основная хи­мия), лесной и деревообрабатывающей промышленности, АПК, транс­портной сфере. Россия в целом и СЗФО в частности столкнулись во многом с теми же проблемами реформирования научной и инноваци­онной сфер, что и страны Балтии, и их опыт решения этих проблем представляет интерес для нас. Активизация инновационного сотрудничества с Россией могла бы благотворно сказаться на научной сфере балтийских государств, привести к возобновлению академического диалога с российскими коллегами, прерванного с распадом СССР.

- Что препятствует возобновлению этого диалога?

- Основным препятствием является политический фактор: ориентация стран Балтии на сотрудничество исключительно с западными государствами.

С распадом Советского Союза Литва, Латвия и Эстония стали активно интегрироваться в экономическое, политическое пространство ЕС, разрывая (во многом искусственно) те многочисленные связи, которые они имели с другими республиками бывшего СССР. Политические цели в этих странах превалировали (и продолжают превалировать) над экономическими интересами, затрудняют развитие культурных, образовательных, научных связей.

Этот процесс проявился и в резком сокращении сотрудничества в научно-технической сфере.

- В таком случае, какие меры по развитию научного сотрудничества можно предложить стран Балтийского региона?

- Эффективным механизмом межгосударственного сотруд­ничества в сфере науки и технологий могут стать меж­правительственные соглашения о сотрудничестве в области науки и технологий с каждой из стран. Соглашения могут предусматривать разные виды деятельности: совместные проекты, свободный доступ к научному оборудованию, сбор данных, организация визитов и обменных программ, различные формы информационного обмена.

Важнейшую роль должны играть университеты, действующие в конструктивной связке с бизнесом, генерирующие инновации и формирующие среду для инно­вационной деятельности. Заметную роль тут играет Балтийский федеральный университет. Замечу, что многие российские и прибалтийские ученые пытаются по собственной инициативе сохранить опыт совместных исследований, стараются поддерживать личные связи.

Тут помогает русский язык, который оказывается научного общения. Русским многие ученые стран Балтии владеют лучше, чем английским.

- Какие на сегодняшний день форматы международного сотрудничества, применимые для Балтийского региона?

- Я бы выделил различные формы пространственной организации: еврорегионы, треуголь­ники роста, трансграничные инновационные кластеры. В Балтийском регионе, например, может быть выделено до 15 трансграничных кластеров. Особенно перспективным для формирования международных кластеров с участием России представляется механизм «треугольников роста». Такие треугольники роста могут формироваться с участием Калининградской области путем создания «трехполярной» (польское Трехградье — Калининград — Клайпеда) территориальной системы и в районе Финского залива с участием Санкт-Петербурга с Ленинградской областью, Финляндии и Эстонии. Нужно указать на возрастающую роль в этом процессе БФУ имени Канта, важнейшими функциями которого является производство инноваций для экономики региона и международное сотрудничество в инновационной сфере.

Это будет способствовать превращению Калининградской области в регион - коридор развития между Россией и ЕС. Здесь будет происходить международный обмен инновациями, и экономика региона получит стимул к инновационному развитию.

Кроме того, особое внимание следует уделить так называемому «обмену кадров на технологии», так как страны с развитой системой инноваций остро нуждаются в квалифицированных кадрах, которые имеются в России. При эффективно выстроенной системе научных обменов, стажировок, грантов РФ может получить площадку для профессионального роста молодых кадров, а в дальнейшем развить систему совместных исследовательских проектов, получив одновременно высокие технологии и переподготовленные кадры.