Политика Политика

Политика стран Прибалтики банкротит национальные авиакомпании

10 Ноября 2015
remove_red_eye  1547 0  

Авиакомпания Estonian Air прекратила свою работу. Еврокомиссия сделала заключение, что эстонское правительство предоставляло своему национальному перевозчику незаконные преимущества. Как показала практика, авиакомпании Прибалтики неспособны выживать самостоятельно, без постоянных финансовых вливаний. Созданию единого оператора воздушных судов, в свою очередь, продолжают мешать амбиции прибалтийских элит.

7 ноября приземлился последний рейс авиакомпании Estonian Air. Национальный оператор воздушных судов Эстонии прекратил полёты. Пассажиры, уже купившие билеты, будут переданы другим перевозчикам.

Причиной остановки деятельности Estonian Air стало решение Еврокомиссии, согласно которому эстонской национальной компании была выделена несовместимая с единым рынком государственная помощь. Теперь вливания официального Таллина в авиаперевозчика на сумму 85 млн евро должны быть возвращены, да ещё и с процентами, что означает непременное банкротство Estonian Air. «Грустно», – лаконично прокомментировал президент Эстонии Тоомас Хендрик Ильвес кончину национального авиаоператора. При этом официальный Таллин не исключает возможности обжаловать решение Еврокомиссии. Преемником Estonian Air в воздушном пространстве Эстонской Республики должна стать государственная компания Nordic Aviation Group. Новому авиаоператору ещё только предстоит получить разрешение на полёты, что занимает от шести месяцев до года.

Estonian Air была создана правительством Эстонии в 1991 году на базе лётной техники, доставшейся от «Аэрофлота». Владельцами авиакомпании стали эстонское государство и скандинавский концерн SAS Grupp, которому принадлежал контрольный пакет акций. В 2010 году SAS решил избавиться от убыточного предприятия и сбросил акции Estonian Air. Авиакомпания стала государственной. Свою последнюю прибыль Estonian Air получила в 2005 году. Последующее десятилетие национальный авиаоператор жил в состоянии перманентного банкротства. Виной тому и увеличивающиеся затраты из-за роста цен на нефть, и компании-лоукостеры, вошедшие на прибалтийский рынок, и, конечно, экономический кризис 2008-2009 годов, когда убытки компании превысили размер её капитала. Только в период с 2008 по 2014 год официальный Таллин выделил на спасение Estonian Air 130 млн евро. В 2011 году убытки авиакомпании достигли рекордной суммы в 17,3 млн евро. Перед правительством встал вопрос о ликвидации национального оператора воздушных судов. Судьба перевозчика решалась на заседании экономической комиссии Рийгикогу за закрытыми дверьми, где было принято решение продолжать искусственно поддерживать Estonian Air вливаниями из госбюджета.

Тогда в финансовых неурядицах компании был обвинён глава авиаперевозчика Теро Таскила – автор эффективной стратегии развития, которая и довела перевозчика до банкротства. Вместо Таскилы на должность спасителя эстонского национального перевозчика назначили гражданина Швеции Яна Палмера, ранее успешно разорившего датского оператора воздушных судов Cimber Sterling. Помимо смены руководства, было принято решение предоставить спасательный кредит, предназначенный на реструктуризацию авиаоператора. Однако убытки авиакомпании, как и финансовые инъекции эстонского правительства, продолжали расти. Оценив ситуацию вокруг Estonian Air, Европейская комиссия начинает расследование о соответствии эстонских дотаций авиакомпании европейским нормам о конкуренции.

В прошлом году Estonian Air получила последнюю порцию государственной помощи, которая должна была позволить компании продержаться на плаву два следующих года. «Недалёк тот момент, когда мы сможем покрывать расходы из текущих средств, а не тратить заёмные средства», – с оптимизмом смотрел в будущее Ян Палмер два года назад, получая деньги эстонских налогоплательщиков на спасение авиаоператора. «В крахе эстонской национальной авиакомпании Estonian Air виноваты не отдельные личности, а чрезмерно оптимистичные идеи развития фирмы и их поддержка эстонским народом, – высказался о кончине национального авиаоператора экс-министр экономики Меэлис Атонен. – Не стоит искать личности виновных, а надо посмотреть в зеркало».

С исчезновением национального авиаперевозчика эстонское государство потеряло не только деньги. Пошатнулось реноме официального Таллина в Брюсселе. Однако в последнее время и над другими авиакомпаниями, обслуживающими прибалтийское небо, начали сгущаться тучи. Так, в мае этого года литовский авиаоператор Air Lituanica приостановил свою работу из-за финансовых проблем. Руководство компании сообщило об инициировании процесса банкротства. В июле всё имущество Air Lituanica было арестовано по решению суда.

Самого стабильного из прибалтийских авиаоператоров – латвийскую компанию АirBaltic – также постигли финансовые трудности. Находясь в 2011 году на грани банкротства, но сумев оптимизировать свою работу и выйти из кризиса за счёт денег налогоплательщиков, национальная латвийская авиакомпания вновь просит у правительства кредит на 80 млн евро. Как и четырьмя годами ранее, ситуация вокруг AirBaltic вновь рискует стать причиной политического кризиса. Так, из-за проблем авиакомпании глава латвийского правительства Лаймдота Страуюма потребовала отставки министра сообщений республики Анрийса Матисса. «Министр лишился моего доверия. Считаю, что надзор за AirBaltic проводился неудовлетворительно», – объяснила своё решение премьер.

Становится очевидным, что с авиакомпаниями стран Прибалтики происходит что-то неладное. Каждая из Прибалтийских республик хотела иметь своего собственного оператора воздушных судов с современным авиапарком. Но оказалось, что латвийцы, эстонцы и литовцы просто не летают в таком количестве, чтобы национальные компании могли конкурировать с более крупными игроками рынка пассажирских авиаперевозок. Если ни один из авиаперевозчиков не способен выживать самостоятельно, без огромных государственных вливаний, то логичным решением было бы объединение прибалтийских авиаоператоров. Создание одного крупного авиаперевозчика для трёх республик могло бы стать решением проблем латвийского, литовского и эстонского рынков авиаперевозок, имеющим долгосрочный потенциал. Однако амбиции Риги, Вильнюса и Таллина до сих пор не позволяли появиться на свет единому прибалтийскому авиаоператору, а все разговоры о подобной идее заканчивались, не успев начаться.

Обсуждение ()
keyboard_arrow_up