×
Политика Политика

Китайские инвестиции испортили «братскую дружбу» Эстонии и Финляндии

Источник изображения: rus.err.ee

Министр государственного управления Эстонии Яак Ааб будет рекомендовать правительству отказаться от спецпланировки проекта железнодорожного подводного туннеля между Таллином и Хельсинки по заявке компании FinEst Bay Area. Речь идет о предприятии, которое принадлежит финскому бизнесмену Питеру Вестербаке. Его официальный представитель назвал решение Ааба неожиданным, а в правительстве Финляндии вообще не понимают заявлений своих эстонских коллег. Эта ситуация подтверждает, что отношения между двумя странами в последнее время серьезно ухудшились.

Идея проложить под Финским заливом железнодорожный туннель, который соединит Финляндию с Эстонией (а в перспективе — и с остальной Европой) уже много лет витает в воздухе. Первый протокол о намерениях между мэрами Таллина и Хельсинки был подписан еще в 2008 году, но предложенный ими проект не нашел поддержки ни на уровне национальных правительств, ни на уровне руководства ЕС.

Ключевая проблема туннеля — его дороговизна и угроза неокупаемости. Проект оценивается не менее чем в 15 миллиардов евро. Сумма огромная даже по меркам ведущих европейских стран (для сравнения строительство «Северного потока — 2» в общей сложности стоит 9,5 миллиарда евро). Где брать деньги?

Ответ на этот вопрос нашел финский разработчик мобильных игр Питер Вестербака. Он неоднократно заявлял, что в возведение туннеля готовы вложиться инвесторы из Китая.

В прошлом году принадлежащая  Вестербаке компания FinEst Bay Area сообщила подробности: спонсором проекта станет китайский фонд Touchstone Capital Partners, готовый раскошелиться на 15 миллиардов евро.

Власти Финляндии не видят в этом проблемы. «Ему (Вестербаке — прим. RuBaltic.Ru) нужно участие государства, нам нужно присутствие частного капитала. Именно эти деньги могут ускорить реализацию проекта. Мы не исключаем участие "китайских" денег, это не помешает оставаться проекту европейским», — отмечала министр транспорта и коммуникаций Финляндии Анне Бернер.

В общем, у финнов позиция простая и прагматичная: мы поддержим строительство туннеля, было бы финансирование.

Куда труднее Вестербаке найти общий язык с властями Эстонии. В прибалтийской республике для начала работы над проектом необходимо учредить государственную спецпланировку. FinEst Bay Area безуспешно пытается это сделать: по инициативе Яака Ааба Минфин дважды отклоняло заявку компании. «До сих пор не ясно, будет ли железная дорога государственной или частной. Также нет ясности в вопросе финансирования и окупаемости проекта», — говорил в прошлом году министр государственного управления Эстонии.

Нетрудно разглядеть в этом заявлении подлинные причины беспокойства Ааба. 15 миллиардов евро — именно та сумма, которая, по предварительным оценкам, понадобится для строительства туннеля. То есть китайцы готовы профинансировать проект в полном объеме. Вестербака и сам подчеркивает, что это частная инициатива, никакого государственного финансирования от Эстонии и Финляндии не требуется.

Но если финнов это устраивает, то власти прибалтийской республики напуганы тем, что железнодорожный туннель Таллин — Хельсинки окажется в руках вездесущего Китая, который в Эстонии признается одной из главных угроз национальной безопасности.

После анонсированного отклонения третьей заявки FinEst Bay Area это стало еще более очевидно. «В свете доступной государству на данный момент информации у нас есть причина сомневаться в реализуемости этого проекта как по экологическим и экономическим соображениям, так и по соображениям безопасности», — заявил Ааб. В переводе с эстонского это означает, что в условиях новой холодной войны между США и КНР прибалтийская республика не может позволить китайцам обзавестись столь важным объектом инфраструктуры в Европе.

Но есть альтернатива — построить туннель усилиями правительств Эстонии и Финляндии. Вероятно, на это намекает Ааб, когда говорит, что «создание межгосударственного сообщения возможно только при наличии воли и всестороннего сотрудничества двух стран», и для этого необходимо согласовать «совместные интересы государств».

Эстонский премьер-министр Юри Ратас выразился еще более конкретно: «Мы разговаривали с финскими официальными лицами о том, что этот проект должен осуществляться министерствами обеих стран. Так что продолжение работы над этим проектом мы поддерживаем».

В ответ на это канцлер Министерства транспорта и связи Финляндии Сабина Линдстрём в интервью изданию Yle отмечает, что смысл слов эстонских коллег ей непонятен.

Ведь никакого совместного правительственного предприятия по строительству туннеля не существует. Под описание эстонских чиновников подпадает разве что проект FinEst Link, который по факту «свернулся» еще два года назад. С тех пор железнодорожное соединение Таллина и Хельсинки рассматривалось только в контексте инициативы Вестербаки. «Не существует конкурирующего проекта туннеля. Нынешнее правительство Финляндии также не приняло никакого политического решения по этому вопросу», — поясняет Линдстрём.

В компании FinEst Bay Area Development тоже обескуражены. Ее эстонский представитель — адвокат Пауль Кюннап — назвал решение властей прибалтийской республики неожиданным для финских чиновников. «Напротив, в Финляндии было понимание, что Эстония хочет продвинуться в реализации проекта Вестербаки, — сообщил он. — К сожалению, отсутствие связи не является хорошим признаком эстонско-финского сотрудничества, которое в последнее время было довольно шероховатым».

Трудно не заметить шероховатости, о которых говорит Кюннап. На днях  посол Эстонии в Финляндии Харри Тийдо подал в отставку, озвучив две причины такого решения: возраст и разногласия с нынешним правительством своей страны.

Если верить Тийдо, высказывания представителей коалиционной эстонской партии EKRE негативно сказались на отношениях с Финляндией.

Вероятно, это отсылка к прошлогоднему инциденту, когда лидер EKRE Март Хельме подверг уничижительной критике нового главу финского правительства Санну Марин: «Теперь мы стали свидетелями того, как одна продавщица стала премьер-министром, и как некоторые другие уличные активисты и необразованные люди стали членами правительства».

Юри Ратас после отставки Тийдо поспешил опровергнуть его слова о том, что отношения между Таллином и Хельсинки ухудшились. С отставным послом не согласен и министр иностранных дел Эстонии Урмас Рейнсалу. В качестве «самых трогательных примеров дружбы» с Финляндией он приводит празднества в честь столетия Тартуского мирного договора и столетия установления дипломатических отношений между двумя странами. Что ж, проводить протокольные мероприятия — дело нехитрое.

Но когда дело доходит до реализации больших совместных проектов, финно-эстонская дружба уже не кажется столь крепкой.

К огорчению Прибалтики, Финляндия приостановила свое участие в проекте Rail Baltica. Теперь Эстония саботирует строительство подводного туннеля по инициативе финского бизнесмена, которого поддерживает правительство Финляндии. Другого варианта нет и быть не может: аналитический портал RuBaltic.Ru уже писал, что деньги на столь грандиозную затею могут найтись только в Китае.

Железнодорожное сообщение между Таллином и Хельсинки, видимо, будет положено на алтарь «национальной безопасности» Эстонии. А финны сделают выводы, нужно ли им интенсифицировать сотрудничество с властями прибалтийской республики.

Подписывайтесь на Балтологию в Telegram!

Читайте также
Мы не Скандинавия: националисты отказали Эстонии в праве быть Северной Европой
8 июля 2020
Новый лидер правящей Консервативной народной партии Эстонии (EKRE) Мартин Хельме заявил, что его стране не нужно стремиться быть Скандинавией.
Эстония хочет строить свою АЭС: стоит ли овчинка выделки
13 июля 2020
Интервью со старшим экспертом Института энергетики и финансов Сергеем Кондратьевым.
Стоимость строительства Rail Baltica выросла до 7 млрд евро
16 июня 2020
Стоимость проекта строительства высокоскоростной железнодорожной магистрали Rail Baltica вновь выросла. На этот раз она подорожала на 2,35 млрд евро, заявил представитель Европейской ревизионной палаты Люк Тоэн по итогам аудита. По словам еврочиновника, нынешнее удорожание рискует оказаться не последним.
Латвийский премьер назвал главную проблему в реализации проекта Rail Baltica
17 июня 2020
Сложности в реализации проекта строительства высокоскоростной железнодорожной магистрали Rail Baltica заключаются в функционировании совместного предприятия АО RB Rail. Об этом заявил премьер-министр Латвии Кришьянис Кариньш, комментируя неутешительные итоги аудита проекта Европейской ревизионной палатой (ЕРП).
Новости партнёров