×
Политика Политика

Прибалтийские уроки для Украины: ученик превзошёл учителя

Источник изображения: wordpress.com

Страны Прибалтики стоят перед перспективой «украинизации». Безвиз и прогнозируемый рост украинской эмиграции в Латвию, Эстонию и Литву будут способствовать «экспорту» политических практик постмайданной Украины в прибалтийские страны. Такие выводы озвучили авторы исследования «“Украинизация” Прибалтики: экспорт политических практик», презентованного на полях Совещания БДИПЧ ОБСЕ в Варшаве.

Соавтор исследования, заместитель главного редактора аналитического портала RuBaltic.Ru Андрей Стариков напомнил присутствующим, что понятие «украинизация» уходит корнями в XX век, когда под ним понималась политика насильственного насаждения украинского языка и культуры большевиками на территории Украинской ССР в рамках общей политики коренизации. Однако сегодня термин «украинизация» приобрел новое качество.

Андрей СтариковАндрей Стариков

Стариков добавил, что продолжительное время отношения Украины с Прибалтикой носили менторский характер — изначально в формате ГУАМ, позже в формате «Восточного партнерства»: «Три балтийские страны активно обучали постмайданную Украину идеологическим и организационным политическим практикам. Ужесточение языкового законодательства, например, можно было ранее наблюдать в Прибалтике, а сегодня это делает Украина».

Центральный вопрос исследования был сформулирован следующим образом: «Не будем ли мы в ближайшее время наблюдать процесс экспорта украинских политических практик в Латвию, Эстонию и Литву?»

Основным экспортным каналом, по мнению исследователей, может выступить «безвиз» (безвизовый режим, предоставленный ЕС Украине). Авторы предполагают, что в Прибалтику поедут не только экономические мигранты, но и носители радикальных политических практик и бандеровской идеологии, участники военных операций на юго-востоке Украины, националисты — наиболее пассионарная часть украинской эмиграции. Объединяющим фактором для эмигрантов с Украины станет радикальный национализм.

Андрей Стариков продолжил: «Прогнозы относительно прибалтийской демографии пессимистичны: “…это — редкие города в “антропопустыне”. Беженцы из стран Средиземноморья и африканских стран по европейским квотам эту проблему не в состоянии решить. Другое дело украинские эмигранты, в том числе радикальные эмигранты.

Страны Прибалтики и Украину связывают единые менторские отношения. Лояльность прибалтов украинскому национализму позволит радикальному элементу с Украины найти новый дом в Латвии, Эстонии и Литве. В странах Балтии уже имеются устоявшиеся украинские общины. Прибалтика вполне может стать для украинских националистов тем, чем когда-то стала Латинская Америка для немецких нацистов, — местом нового пристанища».

По мнению авторов исследования, рост украинской эмиграции в Прибалтику повлияет на политический ландшафт. Вероятны столкновения новой эмиграции c русскоязычными общинами в Прибалтике по идеологическим и экономическим причинам. Причем эти столкновения могут носить радикальный характер, так как у украинских националистов уже есть опыт решения споров с помощью автомата, как это происходит сейчас на Донбассе.

Выступление юриста и правозащитника из Эстонии Сергея Середенко было посвящено идеологическим концепциям и организационно-правовым техникам, которые были перенесены из Прибалтики на Украину, приняты и «усовершенствованы». 

В части об идеологических концепциях речь шла об ультранационализме, который на Украине продвигает партия «Свобода» — не самая популярная политическая сила, что, однако, не мешает ей быть носителем националистических смыслов. В частности, были упомянуты два документа: программа партии «Свобода» и проект национальной конституции Украины от этой же партии, базовая идея которой звучит так: «Основой создания Украинского государства является национальная идея полновластия украинской (титульной) нации на украинских землях».

Теория оккупации, на которой построена современная государственность всех трех прибалтийских республик, также, по мнению Сергея Середенко, была удачно перемещена на Украину и в Грузию, что подтверждает возникновение в этих странах музеев оккупации.

Сергей СереденкоСергей Середенко

Юрист также обратил внимание на теории правовой преемственности и концепцию палингенезиса (миф о возрождении нации).

«Все 50 лет так называемой советской оккупации Эстония, Латвия и Литва спали, а потом появился ЗАПАДный принц, после поцелуя которого они проснулись и расцвели, — образно рассказал Середенко. — Постмайданная Украина же считает себя преемницей Киевской Руси и воспринимает свою независимость как результат более чем 300‑летней национально-освободительной борьбы украинцев…»

Помимо этого, Сергей Середенко объяснил применение в Прибалтике и на Украине «теории непризнания», практик декоммунизации, глорификации нацизма.

Среди организационно-правовых техник была выделена «кража гражданства». В Латвии и Эстонии это произошло в 1992 году. На Украине партия «Свобода» и ее идеологические союзники давно предлагают создать собственных «неграждан». 

Далее речь шла о принуждении к эмиграции и люстрации. Как известно, «мусорная люстрация» на Украине приобрела неконтролируемые формы политических, экономических и хулиганских расправ над людьми.

Главным отличительным качеством постмайданной Украины Сергей Середенко признал преодоление барьера неприкосновенности человеческой жизни: «…политических убийств как нормы в Прибалтике не существует».

Правозащитник из Эстонии передал слово журналисту Олегу Филонову. «Основной арсенал, который Украина может “экспортировать” в страны Прибалтики, включает в себя: “мусорные люстрации”, уголовные преследования, угрозы. Всё это является как средством политической борьбы, так и методом подавления нелояльного населения», — отметил Филонов.

Особое внимание Олег Филонов уделил практике лишения депутатской неприкосновенности на Украине, назвав этот процесс «посягательством действующей власти на суверенитет высшего законодательного органа страны».

Филонов продолжил свою мысль: «…перечисленные практики применяются к людям из власти, которые обладают ресурсами для ощутимого вмешательства в политические процессы внутри страны. Так, под стражей более года находится бывший председатель фракции “Партии регионов” в Верховной раде (с 2010‑го по ноябрь 2014 года) Александр Ефремов. Ему предъявляют несколько статей, среди которых посягательство на территориальную целостность Украины. Также уголовное дело, но уже якобы по экономическим причинам, заведено на Михаила Добкина — одного из лидеров “Оппозиционного блока”. Политическим преследованием является лишение гражданства Михаила Саакашвили и депутата Андрея Артеменко». 

За все 25 лет украинской независимости депутатской неприкосновенности были лишены 16 депутатов, десять из которых — в период с 2014‑го по 2017 год. На сегодняшний день подобная мера давления, по заявлениям некоторых депутатов, может быть применена еще к 40 или даже 100 народным избранникам.

Филонов назвал «мусорную люстрацию» «устранением и моральным уничтожением несогласных с действующей властью», а сайт «Миротворец» — «базой данных, которая создана для устрашения оппозиции и оппозиционно настроенных граждан».

«Украинское направление — это несомненный приоритет стран Балтии. Проведенный нами анализ фактологической базы это доказывает, — резюмировал презентацию исследования «“Украинизация” Прибалтики: экспорт политических практик» Андрей Стариков. — Но сегодня ученик превзошел учителя. В своих внутриполитических изысках постмайданная власть перешагнула прибалтов. И теперь новые “улучшенные” практики могут быть экспортированы в Латвию, Эстонию и Литву. Естественно, что объектом применения практик рискует стать русскоязычное меньшинство в Прибалтике».

В конце презентации Стариков добавил, что представленный в исследовании прогноз весьма вероятен при том допущении, что все решения будут приниматься властями стран Прибалтики в первую очередь и Украины во вторую очередь самостоятельно. 

Дискуссию продолжил председатель Крымского республиканского общества болгар им. Хилендарского Иван Абажер. Он рассказал о формировании национальной общности крымских татар на полуострове, которую внешние силы настраивали против более чем 100 других национальностей в Крыму для разжигания национальной розни.

Иван АбажерИван Абажер

Абажер назвал совещание БЛИПЧ ОБСЕ «разговором немого с глухим», а выступления многих участников основной сессии «оторванными от реальности».

Также он поблагодарил авторов исследования «“Украинизация” Прибалтики: экспорт политических практик» за работу и подчеркнул большое значение изучения и освещения процессов, которые происходят на Украине, для Крыма.

Подытожил встречу латвийский правозащитник, президент Института европейских исследований Александр Гапоненко: «…целый ряд проблем возник в Прибалтике после того, как изменилась ситуация в Крыму, а Россия выступила в защиту русских за ее пределами. На это правящие прибалтийские элиты отреагировали достаточно жестко и начали преследование с использованием возможностей государственных институтов. Политические полиции трех прибалтийских стран действуют, чтобы защитников интересов русских дискредитировать, подвергнуть административному и уголовному преследованию, довести дело до судебных процессов и по возможности осудить, чтобы запугать всех остальных.

Александр ГапоненкоАлександр Гапоненко
Простым людям, не интересующимся политикой, указывают на “врагов” и дают указания бороться с “врагами”. И простые люди следуют этим указаниям». 

В завершение мероприятия Александр Гапоненко выразил пожелание, чтобы пленарные заседания ОБСЕ были столь же содержательными, как и презентация исследования.


Полная версия исследования RuBaltic.Ru:

«“Украинизация” Прибалтики: экспорт политических практик». Исследование RuBaltic.Ru(версия на русском языке)
«“Украинизация” Прибалтики: экспорт политических практик». Исследование RuBaltic.Ru (версия на английском языке)

Подписывайтесь на Балтологию в Telegram!

Новости партнёров