×
Колонка редактора Колонка редактора

Этот стон у них свободой зовется

Источник изображения: RabStol.net

После победы Трампа все начали спорить – исполнит он свои обещания или нет? Свернёт НАТО или оставит? Прекратит поддерживать союзников в отдалённых от Вашингтона уголках или продолжит? Может быть по-разному, конечно: обещать не значит жениться. Вполне может статься, что новый президент США окажется таким же, как и старый: Обама получил авансом Нобелевку по миру, Трамп – надежды многих на более справедливое мироустройство. Ничто не мешает второму поступить как первый – разменять свой аванс на удобное место в сложившейся системе. Однако есть вещь, которую уже нельзя отмотать назад.

После оглашения результатов по миру прокатился стон многочисленных политиков, учёных, общественников, теми или иными нитями завязанных на США. Ведь можно было сделать строгое лицо и сказать: «Погодите, погодите… проиграна битва, но не война! Соединёнными Штатами управляют институты, а не личности… И вообще God Bless America!» Но нет. Неприкрытая паника любителей «прежней» Америки перехлестнула, похоже, даже ликование поклонников ещё не появившейся Америки «новой».

Систему подвергли стресс-тесту, и стало проявляться то, что раньше было скрыто под толстым слоем политкорректности и дипломатических ужимок.

Все те, кто так старательно доказывал все эти годы, что они самостоятельные и независимые, что западный конгломерат стран построен на принципах свободы и демократии, что американское посольство в этих странах лишь американское посольство в этих странах, вдруг оказались в шоке из-за того, что «генеральная линия» совершила крутой вираж и скрылась в темноте поствыборной неизвестности. Начали стирать свои посты в «Фейсбуке» о «маргинале-Трампе», призывать друг друга успокоиться и всё-таки сделать хорошую мину при плохой игре. Главе МИД Латвии Ринкевичу пришлось объяснять, что «Латвии отношения с США не придётся строить заново». Обычно между суверенными странами дипломатические отношения складываются на основе взаимодействия официальных ведомств, так ведь? Обычно говорят: «Мы будем сотрудничать с теми, кого выберет народ на выборах», – правда? Но всё меняется, если ваши отношения со страной и её элитой строятся на основе телефонных указаний и с позиций подчинённого перед лицом начальствующим… Тогда вопрос транзита власти становится внутриполитической проблемой, а не только дипломатической.

А в Литве даже переплюнули соседей. Премьер Буткявичюс признался, что после победы Трампа… ему позвонил «ответственный американский дипломат» из Чикаго и сказал, что «Литве нечего переживать». Потом уже литовский премьер сказал, что у его страны всегда были хорошие отношения с США, что Вильнюс наращивает военные расходы, что экспорт в Америку растёт на глазах, но это уже атрибутика – суть в том, что премьеру суверенной страны, которая, конечно же, на равных выстраивает отношения с США, как и весь цивилизованный мир, позвонил какой-то рядовой американский дипломат. Позвонил, чтобы сказать, что этой самой самостоятельной и гордой демократии ничего не грозит от смены президента в стране-партнёре. А самое смешное, что премьер ещё и выставляет это как главный источник информации и призывает прислушаться к нему жителей Литвы.

«Граждане, расходимся, у меня знакомый дипломат в Чикаго есть, он сказал, что всё будет путём, за Литву словечко замолвят, без паники!»

Политики и околовластные эксперты этих стран клеймят «ватников» за «рабское сознание», высокомерно улыбаются при словах о том, что их правительства назначаются по звонку из посольства США (даже не из Вашингтона или Чикаго), гордо бросают: «Мы играем в западных клубах», – и пытаются учить демократии. Ребята, вы не играете в клубах, вы подносите воду игрокам и стираете их полотенца. Максимум, что вам доверяют, – вахтёрской властью открывать и закрывать дверь в Шенген. Да, выборы в США могут ничего не изменить, но что они уже сделали, так это показали, как будут бегать по палубе «лучшие люди свободного цивилизованного мира», когда корабль вдруг начнёт тонуть, а рассказывать о своей «самостоятельности» и «демократичности» уже будет бессмысленно.

Сергей Рекеда