Тема недели:
На Западе критикуют модель развития Прибалтики
Западные экономисты и аналитики полны пессимизма в отношении Литвы, Латвии и Эстонии.
Понедельник
05 Декабря 2016

Колонка редактора

Советский экзамен для Европы

Советский экзамен для Европы

16.05.2016  // Фото: upsya.livejournal.com

Европу погубит не Россия или сытая жизнь. Её погубит банальное высокомерие. Высокомерие, которое мешает посмотреть немного дальше собственной границы, тем более — на восток от неё.

По СССР, как известно, бил много кто: внешние соперники, узколобость собственных руководителей, цены на нефть, гонка вооружений и т.д. Но есть одна вещь, без которой все эти многочисленные копья обломались бы о толстую шкуру Советского Союза — разочарование в идее. Догмы никого не вдохновляют, особенно если они устарели на десятилетия. Чиновники, которые транслируют эти догмы, вызывают в лучшем случае саркастическую улыбку, а чаще — раздражение. В итоге приходится не идею обновлять и приводить в соответствие с реальностью, а искривлять реальность. В общем коммунистическая идеология растеряла окончательно к концу СССР свой модернизационный и мобилизационный потенциал — не могла уже ни международный «майдан» раздуть, ни людей на защиту себя вывести. Можно было, конечно, развить, обновить и привести в соответствие, но решили иначе:

приехали, кончился бензин — пора в другую машину, которая ездит на прагматизме и деидеологизации — до поры до времени так экономичнее.

Скажете — уникальный случай? Вполне себе общий закон, и Европа могла бы его как минимум держать в уме на всякий случай. Либерализм, несмотря на свое непримиримое отношение к коммунизму, всё чаще повторяет его ошибки. С одной стороны, нынешние «европейские ценности» имеют столько же общего с классическим либерализмом, сколько программа КПСС 1961 г. — с марксизмом. Ну, или сколько нынешние египтяне с подданными фараонов. С другой стороны, весь этот набор ценностей в ЕС — это уже не способ сделать жизнь общества лучше, а система правил, в верности которой необходимо клясться. Такой индикатор лояльности: подписался под этими идеями — значит, свой, значит, будешь подчиняться, а соответствуешь ли в реальности этим самым ценностям или нет — не так важно, все всё равно сделают вид, что соответствуешь. Пока свой.

Свобода одного заканчивается там, где начинается свобода другого? Расскажите, это, например, жертвам «ночи длинных рук». Да, тем самым, которые «сами виноваты» в случившемся — «спровоцировали». Ведь гораздо важнее сделать вид, что «европейские ценности» работают и помогают жить, чем назвать вещи своими именами.

Еще одно торжество либерального симулякра — санкции против России. Их наличие увязано «с успехами Москвы по реализации Минских соглашений» при том, что сторонами конфликта, согласно тем же соглашениям, признаны Киев и Донбасс. Москва — медиатор конфликта и может повлиять на ополченцев. Хорошо, в таком случае политический паралич Киева — ответственность западных партнеров? Им просто нужно надавить и вопрос решится? «Нет, нет, постойте... Мы же сообщество демократических стран, мы так не умеем, но не можем предать свои идеалы и будем стоять до конца», — сразу говорят нам высокопоставленные коллеги из ЕС. А рядовым немцам, итальянцам, латвийцам и т.д., судя по соцопросам, всё менее интересно приносить свое благополучие в жертву мертвым идеалам. Но вынуждены соответствовать — якобы ценности обязывают…

А минувшее Евровидение – 2016 вообще можно включить в хрестоматию по современному европейскому либерализму. Реальность вторична — нужно, чтобы была «ужасная восточная деспотия», которая не может быть хороша ни в каких своих проявлениях, даже в шоу-бизнесе. Поэтому «компетентное жюри» старательно игнорирует эту самую деспотию и нянчится с «трудным ребенком» демократии. Затем голоса зрителей, конечно, показали правдивое положение дел, но никому это уже не интересно — реальность скорректирована в угоду догмам.

Сегодня эта игра в «подгоны» вызывает улыбку, завтра — раздражение.

Не потому ли Прибалтика в Европе — особый случай с серьёзным общественным расколом в отношении членства в ЕС? Кто выходил «за нашу и вашу свободу» на рубеже 1980–1990-х (даже те, кто не разочаровался в этом лозунге), часто не в восторге от брюссельских регламентов, норм и ЦУ — те же яйца, что и раньше, только в профиль. Зато бывшей номенклатуре раздолье — нашли себя в новой системе, служат новому Центру, а потом успешно туда же и эмигрируют. Именно в этих странах может наблюдаться отчетливое дежавю при звуках трескотни о верности идеалам и ценностям, которые по сути уже никому не интересны.

Вопрос лишь в том, когда скепсис окончательно сменится раздражением... Но процесс уже идет.



Комментарии
Читайте также
Новости партнёров
Загрузка...

Этот стон у них свободой зовется

Этот стон у них свободой зовется

«Граждане, расходимся, у меня знакомый дипломат в Чикаго есть, он сказал, что всё будет путем, за Литву словечко замолвят, без паники!».
Политики этих стран клеймят «ватников» за «рабское сознание», высокомерно улыбаются при словах о том, что их правительства назначаются по звонку из посольства США, гордо бросают «Мы играем в западных клубах» и пытаются учить демократии.

Пишите письма

Пишите письма

Звон дипломатических сабель, хруст переломленных копий... Резолюция в ответ на резолюцию, против демарша — демарш. За всем этим тихо, полушепотом — новости мелкокалибербные вроде бы, малозначительные. Но очень симптоматичные. На них стоит иногда обращать внимание.

Чей туфля?

Чей туфля?

Угадайте политика по обуви!

Бронзовый солдат: памятник воинам-освободителям Таллина

Бронзовый солдат: памятник воинам-освободителям Таллина

Авторами монумента освободителям столицы Эстонии, известного ныне как «Бронзовый солдат», стали архитектор Арнольд Алас и скульптор Энн Роос.