×
Экономика Экономика

Что стоит на пути у высокоскоростных поездов между Москвой и Минском

Источник изображения: new-science.ru

В августе Владимир Путин заявил о запуске программы по строительству сети высокоскоростных магистралей (ВСМ), которая должна связать Москву и Санкт-Петербург с Нижним Новгородом, Казанью, Екатеринбургом, а также Воронежем, Ростовом-на-Дону, Краснодаром и Адлером. Среди прочего президент России озвучил планы по созданию ВСМ Москва — Минск и поручил проработать этот вопрос с белорусской стороной. Правда, чтобы реализовать столь масштабный инфраструктурный проект, придется преодолеть несколько препятствий.

Что такое ВСМ и зачем они нужны?

Международный союз железных дорог определяет высокоскоростные магистрали как железнодорожные трассы, обеспечивающие движение поездов со скоростью не менее 200 км/ч для обычных путей и 250 км/ч или быстрее для специально построенных.

На сегодняшний день лидером в данной области является Китай. В 2020 году длина китайских ВСМ составила 38 тысяч км. Планируется, что к 2030 году их протяженность должна превысить 70 тысяч км. Развитая сеть высокоскоростных железных дорог имеется в Японии, Германии, Франции, Италии и Испании.

ВСМ обеспечивают высокую транспортную связность государства и вполне способны конкурировать с авиатранспортом. Более того, в ряде случаев они даже имеют преимущества перед самолетами.

Аэропорты обычно находятся за пределами городов, что в сочетании с долгой процедурой регистрации и посадки существенно удлиняет время в пути. Железнодорожный транспорт не обременен такими сложными процедурами, а вокзалы, как правило, расположены в центрах населенных пунктов. Поэтому, несмотря на более низкую в сравнении с авиалайнерами скорость, общее время в дороге на высокоскоростном поезде может быть вполне сопоставимым со временем перелета.

Основной недостаток ВСМ — дороговизна. Магистрали очень требовательны к качеству железнодорожного полотна и контактной сети, для них необходим специальный подвижной состав. Для обеспечения высоких скоростей линии должны быть проложены максимально прямо, зачастую они проходят по специально проложенным многокилометровым эстакадам. Все это также требует дорогостоящих строительных работ.

В России на сегодняшний день нет специально построенных высокоскоростных трасс китайского типа. Единственной ВСМ может считаться дорога Москва — Санкт-Петербург, которая была модернизирована в 2000-е годы под движение «Сапсанов» и обеспечивает скорость движения до 250 км/ч.

ВСМ Москва — Минск и ее подводные камни

Идея строительства ВСМ Москва — Минск озвучивается не впервые. Более того, периодически всплывают еще более амбициозные проекты по созданию высокоскоростного треугольника Москва — Минск — Санкт-Петербург. До начала СВО также мелькали планы организации высокоскоростного движения Москва — Минск — Варшава — Берлин.

Безусловно, магистраль между столицами России и Беларуси позволила бы существенно сократить время следования. Сегодня самый быстрый путь по железной дороге между Москвой и Минском предлагает электропоезд «Ласточка», курсирующий ежедневно два раза в сутки. Он способен разгоняться до скорости 160 км/ч, а весь маршрут занимает около семи часов.

Расстояние между Москвой и Минском превышает 700 км, и в случае запуска скоростных поездов, аналогичных «Сапсанам», время в пути сократится до 4–4,5 часов.

Однако вопрос, как обычно, упирается в финансы. Как уже было сказано, строительство ВСМ — весьма дорогое удовольствие. Внутри России подобные инфраструктурные проекты обсуждались не раз. В частности, предполагалось возвести выделенные скоростные линии Москва — Санкт-Петербург и Москва — Казань, но до их реализации дело так до сих пор и не дошло.

В условиях продолжающегося конфликта на Украине и западных санкций, которым подвергается как Россия, так и Беларусь, быстрая реализация столь затратного проекта вызывает сомнения.

Если же предположить, что строительство ВСМ Москва — Минск все же началось, возникает следующий вопрос: какой тип магистрали будут осуществлять? Строительство полностью выделенных линий на эстакадах по китайскому образцу представляется маловероятным.

Более реальной выглядит модернизация существующей линии, как это сделано между Москвой и Санкт-Петербургом. Но и этот вариант имеет свои подводные камни.

Во-первых, он предполагает полную реконструкцию железнодорожного полотна и контактной сети. Кроме того, для достижения необходимых скоростей потребуется спрямление трассы — то есть без строительства новых участков все равно не обойтись.

Еще одна проблема — куда девать грузовой транзит. Товарные поезда по ВСМ ходить не могут из-за низких скоростей и негативного воздействия на путь. Поэтому при модернизации хода Москва — Санкт-Петербург весь грузовой трафик пришлось убрать на дублирующие маршруты. В случае с линией Москва — Минск придется сделать то же самое.

Следует помнить, что по маршруту Москва — Минск — Брест идет основной транзит из Китая в Европу. Чтобы перенаправить контейнерные поезда в обход (например, Брянск — Гомель — Брест), потребуется также существенное обновление этой дублирующей линии — электрификация, прокладка вторых путей, строительство сортировочных станций и прочее.

Наконец, возникает вопрос, где брать скоростные поезда для новых ВСМ?

Ни Россия, ни Беларусь на данный момент их не выпускают. «Сапсаны» немецкого производства и дальнейшая их закупка невозможны. Единственным вариантом остается Китай. Возможно, со временем удастся договориться о размещении сборочного производства на территории Союзного государства. Но на первых порах зависимость от иностранных производителей будет присутствовать.

Тарифы

Нельзя обойти стороной и проблему ценообразования: скоростные поезда по определению дороже обычных.

В данном случае ситуация усугубляется действием так называемого межгостарифа. Цены на международные перевозки между странами СНГ привязываются к курсу швейцарского франка, и внутри Союзного государства это странное правило также продолжает действовать. В результате стоимость билетов на поезда между Россией и Беларусью существенно выше, чем на внутрироссийские или внутрибелорусские.

Например, поездка на «Ночном экспрессе» по маршруту Москва — Санкт-Петербург обойдется примерно в 3400–4700 российских рублей в купе и в 7500–8800 в СВ. Для сравнения, билеты на фирменный поезд «Беларусь» (Минск — Москва) стоят порядка 6000 рублей в плацкарте, 10600 в купе и почти 20000 в СВ. Сидячие места на «Ласточку» по состоянию на конец августа продаются за 4300 рублей. Расстояния между Минском и Москвой, а также Москвой и Санкт-Петербургом практически одинаковые и на стоимость не влияют.

Очевидно, если не решить проблему с межгостарифом, цены на билеты на скоростные поезда будут и дальше «кусаться».

Таким образом, проект ВСМ между Москвой и Минском, безусловно, важный и нужный. Он обеспечит комфортное и быстрое сообщение между двумя столицами. Однако, как видим, для его реализации нужно преодолеть не одну преграду.


Советник президента Российской ассоциации прибалтийских исследований, старший научный сотрудник Центра белорусских исследований Института Европы РАН Всеволод Шимов

Подписывайтесь на Балтологию в Telegram!

Читайте также
Глава аэропорта Таллина рассказал о негативном влиянии закрытия неба с Россией
31 августа 2023
Взаимное закрытие воздушных пространств между Евросоюзом (ЕС) и Россией стало невыгодным решением для грузоперевозок Эстонии. Об этом заявил председатель правления аэропорта Таллина Рийво Тувике.
Молдова намерена расширить число КПП для ввоза нефтепродуктов
30 августа 2023
Власти Молдовы расширяют число пунктов таможенного пропуска для ввоза нефтепродуктов на автомобильном, железнодорожном и водном транспорте.
Литва потребовала субсидий от Евросоюза для транзита украинского зерна
30 августа 2023
Перевозка украинского зерна через Клайпедский государственный морской порт Литвы с дальнейшей его транспортировкой морем возможна при условии выделения субсидий Евросоюзом.
В Минобороны Беларуси напомнили Польше о своем приглашении на военные учения
31 августа 2023
Польша до сих пор не ответила на приглашение направить наблюдателей на учения Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ), которые пройдут в Беларуси, но у Варшавы еще есть время для этого.
Новости партнёров