×
Политика Политика

Правительство Латвии провалило свою работу за год у власти

Источник изображения: baltnews.lv

Год назад в очередной раз сменилось правительство. Слабые надежды, которые возлагало латвийское общество на команду Мариса Кучинскиса, быстро угасли, и рейтинг правительства Союза «зеленых» и крестьян пошел резко вниз. Правительство Кучинскиса оказалось самым безликим и заурядным в современной истории Латвии: за год оно не смогло предложить стране ничего нового и даже не приступило к решению фундаментальных латвийских проблем.

Смена правительства Латвии в феврале прошлого года стала следствием политического кризиса зимы 2015–2016 гг., вызванного исключительно внутренними, «подковерными» разборками в тогдашней премьерской партии «Единство». Бывшему лидеру «Единства», амбициозной и норовистой даме Солвите Аболтине, расхотелось быть царицей — возжелала она стать владычицей морскою.

Солвита АболтиняСолвита Аболтиня

Одержимая честолюбием, Аболтиня устроила сложную многоходовую интригу и выгнала из премьерского кресла скромную, никому не мешавшую старушку Лаймдоту Страуюму. Но стать главой правительства Латвии роковой женщине не довелось: на председателя «Единства» ополчились младшие партнеры по коалиции и даже часть однопартийцев. Рейтинг «Единства» опустился до неприличных для правящей партии 5%, и правительство Страуюмы было вынуждено уйти в отставку. «Единство» же само из главной правящей партии стало младшим партнером по коалиции, уступив премьерский пост и большинство министерских портфелей четырехкратно более популярному Союзу «зеленых» и крестьян.

Лаймдота СтрауюмаЛаймдота Страуюма

Правительство СЗК во главе с Марисом Кучинскисом поначалу имело скромный кредит общественного доверия, но начало неуклонно его терять, поскольку решительно никаких изменений к лучшему в Латвии не происходило. Более того, самая острая проблема страны — демография — при новом правительстве лишь обострилась: в первом полугодии 2016 года из Латвии эмигрировало на 6% больше жителей, чем за аналогичный период прошлого года.

Но окончательно доверие к команде Мариса Кучинскиса было подорвано после провальной реформы микропредприятий, когда в целях «поддержки малого бизнеса» режим микропредприятий в Латвии сперва вовсе хотели отменить, а потом оставили, но обложили микропредприятия дополнительным налогом.

Налоговая реформа предлагала, наоборот, сокращение ставки налога с микропредприятий с 9% до 5%. Однако взамен малых предпринимателей обязывали платить социальный налог; общая сумма выплачиваемых налогов для них, таким образом, увеличивалась, а система налогообложения становилась сложнее.

После многочисленных споров и возмущений бизнес-сообщества последовало увеличение налога с микропредприятий с 9% до 15%, для микропредприятий с оборотом не более 7 тысяч евро — до 12%. Следствием такой налоговой реформы стало массовое закрытие микропредприятий. На 1 ноября 2016 года в Латвии было зарегистрировано 50 900 плательщиков налогов с микропредприятий — к 1 февраля 2017 года их осталось 44 621. То есть за пару-тройку месяцев в Латвии закрылись 6279 микропредприятий.

В первом полугодии 2015 года в Латвии было зафиксировано 96 836 работников микропредприятий — такое количество жителей так или иначе затронула налоговая реформа. На акциях протеста против увеличения налогового бремени предприниматели жаловались на непроработанность законодательства: взносы соцстрахования, например, предписывалось выплачивать ежемесячно, даже если фирма по итогам месяца вовсе не получила доходов. Единодушный вывод пострадавших от реформы: при таком положении дел у них не остается иного выхода, кроме как сворачивать бизнес и эмигрировать из страны.

При таком положении дел неудивительно, что к концу года рейтинг правительства Кучинскиса, лично премьер-министра и правящей партии рухнул: в январе этого года за Союз «зеленых» и крестьян были готовы голосовать 10,5% избирателей, что в два с лишним раза меньше, чем год назад.
Пикет малых предпринимателей против отмены налога с микропредприятий

Пикет малых предпринимателей против отмены налога с микропредприятий

Сам Марис Кучинскис признал, что провальная налоговая реформа была нужна его правительству для обеспечения наполняемости бюджета. О том, что доходная часть бюджета должна увеличиваться за счет увеличения налогооблагаемой базы, премьер-министр не сказал и не мог сказать, потому что за прошедший год его правительство налогооблагаемую базу только сокращало.

И как ее увеличить, базу налогооблагаемую? Первый ответ, который приходит в голову, — за счет прекращения войны санкций с Россией и возвращения к полноценному экономическому присутствию на восточных рынках. А также за счет привлечения инвесторов в латвийскую экономику с востока. Ничего из этого латвийское правительство не делало. Грузооборот портов Риги и Вентспилса продолжал сокращаться, нереализованная мясомолочная продукция выбрасывалась на свалку.

Верность антироссийской внешней политике для нынешнего правительства, как и для предыдущих, оказалась выше собственной экономики, населения и государственных интересов Латвии.

Вдумаемся в те достижения латвийского правительства, которые премьер Кучинскис перечислил по итогам первого года его работы.

Финансирование обороны было увеличено на 27%, общественного порядка и безопасности — на 6,2%. Разработан новый порядок оплаты труда работающих в системе МВД, укреплена и оснащена восточная граница государства, разработаны основные положения медиаполитики, создан фонд поддержки неправительственных организаций.

Это всё траты на борьбу с «русской угрозой» и «рукой Москвы»: рост военных расходов до 2% ВВП, закупка у западных союзников металлолома под видом военной техники, содержание на своей территории иностранного воинского контингента. А еще строительство забора длиной в 23 километра на границе с Россией, борьба с «русской пропагандой» с помощью «ботов» и «троллей» в интернете и финансирование добровольных помощников Полиции безопасности, которые будут хватать за руку «агентов Кремля».

Полиция безопасности ЛатвииПолиция безопасности Латвии

Вряд ли всё вышеперечисленное увеличит Латвии налогооблагаемую базу или создаст латвийцам более высокое качество жизни, которое удержало бы их от эмиграции из страны. Но именно на такие цели идут повышенные налоги микропредприятий.

Правда, Марис Кучинскис похвастался также инвестициями правительства в социальную сферу. Но это такие инвестиции, что они вызывают смех сквозь слёзы. Например, в сфере демографии и социальной помощи был увеличен размер семейного пособия на четвертого и каждого последующего ребенка. Но ведь чтобы родить четвертого ребенка (не говоря о последующих) и дождаться наконец помощи от любимого государства, латвийская семья должна перед этим родить еще трех детей. И не умереть при этом с голоду. Так что такая забота правительства об улучшении демографической ситуации в Латвии в лучшем случае смахивает на профанацию, в худшем — на издевательство.

Хронически низкая популярность всех латвийских правительств связана с демонстративным наплевательством руководства страны на подлинные проблемы и потребности населения и нежелание этими проблемами заниматься.

И правительство Мариса Кучинскиса не стало исключением из этого правила. Люди бегут от него в Англию и Ирландию, как и от предыдущих, и будут бежать, потому что альтернативы оно им не оставляет. Счетчик депопуляции в Латвии работает всё быстрее, и, пожалуй, главная интрига, связанная с правительством Союза «зеленых» и крестьян, — это сколько в Латвии останется народу к 18 ноября 2018 года, когда правительство Кучинскиса выполнит свою главную историческую миссию и подготовит страну к празднованию столетнего юбилея Латвийской Республики.

Подписывайтесь на Балтологию в Telegram!

Новости партнёров