×
Политика Политика

Братские отношения: Польша «любит» Украину прямо на границе

Источник изображения: media.npr.org

Польские грузоперевозчики начали долговременную акцию протеста на границе с Украиной, заблокировав фурами три погранперехода. Их не устраивают огромные очереди, а также то, что украинские компании наводнили европейский рынок и, используя «выстраданный» транспортный безвиз, лишают поляков работы. В Киеве делают вид, что не понимают возмущения польской стороны, а требования по сворачиванию преференций для украинцев называют нереалистичными.

Активные разговоры о том, что поляки могут перекрыть погранпереходы, начались еще в октябре. В конце прошлого месяца посольство Украины в Польше направило в украинскую Ассоциацию международных перевозчиков предупреждение о том, что их польские коллеги готовятся протестовать и заблокировать КПП Корчёва — Краковец, Ягодин — Дорогуск и Рава — Русская — Гребенне. Причем протесты могут затянуться вплоть до начала января 2024 года.

Обид у поляков накопилось предостаточно. Больше всего их раздражают огромные пробки на границе, когда они возвращаются с Украины домой. Иногда водителям приходится проводить в таких очередях до двух недель без горячей еды, чистой воды, нормального туалета и возможности принять полноценный душ. Радостного в этом, вне всякого сомнения, немного.

Другой повод для возмущения — это то, что украинцы, получившие под предлогом проведения СВО право свободного въезда в Европу, жестко демпингуют по ценам и спокойно работают на внутриевропейских и даже на внутрипольских линиях грузоперевозок.

В 2023 году в Польшу было осуществлено 900 тысяч заездов украинских грузовиков. Для сравнения, в 2021-м таковых насчитывалось всего 180 тысяч.

А ведь поляки сами несколько лет фактически правили рынком большегрузов в Европе, контролируя его почти наполовину.

«Но с тех пор, как для украинских транспортников отменили разрешения на въезд в ЕС, ситуация резко изменилась. Например, в 2022 году, пока еще действовала разрешительная система, украинские перевозчики получили только около тысячи разовых разрешений, а в этом году они совершили уже несколько тысяч рейсов, то есть объемы перевозок выросли в разы», — пишет издание «Страна.UA».

По данным киевских журналистов, у украинских компаний ниже расходы на оплату персонала и меньше маржа, чем у западных коллег. Они не только вторгаются на внутренний европейский рынок, но и взяли под свой контроль перевозки между двумя странами. На Украину с запада везут продукты, технику, оружие и боеприпасы, а в обратном направлении вывозят агропродукцию и металл. Естественно, полякам хотелось бы откусить хотя бы часть от этого «пирога». Если раньше на украинском рынке польские перевозчики контролировали 35% грузов, то сейчас их доля упала до 10%.

Впрочем, главные публичные претензии поляков относительно демпинга касаются все-таки внутриевропейского рынка.

По их словам, украинцев вообще никто не контролирует. Они въезжают в Польшу, например, под видом доставщиков гуманитарной помощи, а потом набирают заказов и начинают развозить их по всей территории ЕС.

«Они просто забирают нашу работу», — цитирует издание Fakty владельца транспортной компании Бартоша Ясинского.

В конце концов польские перевозчики не выдержали и решили начать диктовать свои условия. В числе их требований — возвращение процедуры получения разрешений на работу в ЕС украинскими перевозчиками, формирование отдельных очередей для фур с европейскими номерами с «незалежной» стороны границы, предоставление полякам доступа к внутриукраинской системе «Шлях», организация движения пустых фур через отдельные пункты пропуска, отказ в регистрации на территории Польши украинских фирм. Киеву предложения не понравились.

«Не вижу особых возможностей для компромиссов. Как вы себе представляете отдельные очереди на границе для украинских и польских перевозчиков, причем чтобы наши стояли сутками, а поляки проезжали за несколько часов? Или возврат разрешений для наших перевозчиков на поездки по ЕС? Это что, мы сами должны отказаться от "транспортного безвиза", которого так долго добивались? По "Шляху" — это вообще бред. Это внутренняя система. Что там полякам делать?», — цитирует издание «Страна.UA» свой источник в правительстве Украины.

Но поляки все же рассчитывали, что в Киеве их услышат. И даже сдвинули дату начала блокады погранпереходов, которая изначально была запланирована на 3 ноября. Однако договориться ни до чего так и не получилось.

В итоге 6 ноября поляки приступили к перекрытию КПП. Они пропускают автобусы, легковые автомобили, грузы гуманитарного и военного характера. Но обычные грузовые машины могут проезжать только по одной в час. Так может продолжаться вплоть до начала следующего года.

«Это болезненный удар в спину Украине!», — прокомментировал происходящее украинский посол в Польше Василий Зварич.

Он призвал польских дальнобойщиков снять блокаду погранпунктов на украинской границе и найти другие способы борьбы за свои права. Правда, так и не подсказал, какие именно.

Ситуация для украинского бизнеса сложилась непростая. Ведь Польша является частью ключевого пути экспорта зерна и металла.

Возможно, если бы не жадность украинских перевозчиков, которые под шумок начали отжимать польские заказы, до таких проблем не дошло бы. Пока что Киеву придется переориентировать коммерсантов на маршруты через Румынию, Венгрию и Словакию. Но, во-первых, это неудобно с точки зрения логистики, а во-вторых, нет никаких гарантий, что там также не сложится аналогичная ситуация.

В новых пограничных разбирательствах правых нет. Одни продемонстрировали «хитросделанность», развернув под льготы, полученные в связи с чрезвычайным положением, недобросовестную конкуренцию со своими «благодетелями». Другие, в свою очередь, дали понять, что не готовы жертвовать своими интересами и что сами не прочь заработать на проблемах соседей.

Получился классический «жабогадюкинг».

Как он разрешится, пока совершенно не ясно. Даже если в Польше сформируется новое либеральное правительство, вряд ли оно будет склонно полностью закрыть глаза на использование украинскими перевозчиками «трансграничных лазеек». С другой стороны, официальный Киев считает своим законным правом распоряжаться «выстраданным» грузовым безвизом как ему заблагорассудится. Ясно только одно — искренними братскими отношениями в этой истории даже не пахнет. Европейская «семья» как она есть.

Подписывайтесь на Балтологию в Telegram!

Читайте также
На Украине сообщили о затруднении движения на трех КПП на границе с Польшей
6 ноября 2023
Госпогранслужба Украины сообщила о возникших проблемах с движением грузовиков на трех пунктах пропуска на границе с Польшей, они вызваны забастовкой польских перевозчиков.
Сами себя выпороли: антироссийские санкции уничтожают транспортную отрасль Прибалтики
7 ноября 2023
Эстонская государственная железнодорожная компания Operail оказалась в катастрофическом положении. За девять месяцев текущего года объем ее грузоперевозок сократился более чем на две трети. Поэтому даже максимальное операционное сокращение расходов не позволяет спастись от серьезных убытков. Впрочем, дела у других прибалтийских транспортных предприятий идут ненамного лучше. В экономическом кризисе, накрывшем Прибалтику, нет ничего удивительного — все три республики столкнулись с последствиями введенных ими же санкций, направленных против России и Беларуси.
Украина предлагает Польше переговоры для разблокировки КПП
7 ноября 2023
Киев готов обсуждать с Варшавой условия разблокировки польскими перевозчиками трех КПП на границе.
Глава МИД Литвы признал, что переговоры по членству Украины в ЕС будут сложными
7 ноября 2023
Переговоры в Европейском союзе (ЕС) о членстве Украины будут очень сложными. Об этом заявил министр иностранных дел Литвы Габриэлюс Ландсбергис.
Новости партнёров