Тема недели:
Европа больше не будет кормить Прибалтику
Евросоюз со следующего года сокращает на четверть финансирование программ по поддержке стран Восточной Европы.
Пятница
02 Декабря 2016

Литва в советское время

Литва в советское время

11.02.2016  // Фото: http://www.kettik.kz/

«Советская оккупация» 1940–1941 годов оставила республикам Прибалтики новые заводы и предприятия, школы, институты, больницы, театры… Фашистская оккупация за три года разрушила все, что только было можно, превратив в руины целые города и села.

Восстановление городов и промышленности Литвы началось еще в 1944 году, а уже в 1945 вступило в строй более 80% действовавших до войны фабрик и заводов. Крестьянам были возвращены земли, выделенные им советской властью в 1940 году и отнятые впоследствии немецкими колонистами и бывшими землевладельцами и помещиками.

В 1948 году промышленность Литвы достигла довоенного уровня, а в 1950-м превысила его на 90%.

Восстанавливать народное хозяйство Литвы помогала вся страна — советское правительство выделило для этой цели дотацию в 200 млн рублей. Другие республики СССР поставляли в Литву стройматериалы, машины, станки, оборудование, транспорт, энергопоезда. С целью восстановления разрушенного хозяйства республики было создано специальное Бюро ЦК ВКП(б) по Литовской ССР под председательством М.А. Суслова, действовавшее в Вильнюсе с ноября 1944 по июль 1946 года.

Правительство СССР продолжало заботиться о развитии промышленности, сельского хозяйства, социальной сферы и инфраструктуры Литвы вплоть до конца 1980-х гг. Так, в середине 1980-х годов здесь была построена 300-километровая автомагистраль, прошедшая почти через всю страну от Вильнюса до Клайпеды. До сих пор шикарный автобан Вильнюс — Клайпеда остается гордостью Литвы, даже по современным европейским меркам. Когда-то здесь были даже аварийные телефоны-автоматы через каждые пять километров, хотя сейчас, в эпоху мобильной связи, их убрали за ненадобностью. 

«…Это лишь один из многих действующих памятников так называемой "советской оккупации", — пишет клайпедский публицист В.Нырко. — Вот такой незаживающий "шрам" остался на теле Литвы... Эта первая в Советском Союзе высококлассная автомагистраль появилась еще в середине 80-х годов…

Между двумя российскими столицами — Москвой и Петербургом — подобной дороги нет и поныне! Шикарный автобан проложили почему-то не от столицы сверхдержавы, а на далекой балтийской окраине СССР. Литовские политики, которые часто летают здесь на дорогих лимузинах, об этом даже не задумываются.

Вместо этого многие из них выступают с сердитыми заявлениями о "русской оккупации", которая началась якобы именно 9 мая 1945 года. Поэтому отмечать этот праздник им никак нельзя».


Источник: Крысин М. Прибалтийский фашизм. История и современность. – М.: Вече, 2007. – 576 с



Комментарии
Читайте также
Новости партнёров
Загрузка...

Этот стон у них свободой зовется

Этот стон у них свободой зовется

«Граждане, расходимся, у меня знакомый дипломат в Чикаго есть, он сказал, что всё будет путем, за Литву словечко замолвят, без паники!».
Политики этих стран клеймят «ватников» за «рабское сознание», высокомерно улыбаются при словах о том, что их правительства назначаются по звонку из посольства США, гордо бросают «Мы играем в западных клубах» и пытаются учить демократии.

Подходишь ли ты в преемники Грибаускайте?

Подходишь ли ты в преемники Грибаускайте?

В октябре состоятся парламентские выборы в Литве, но не за горами и президентские! Проверь себя уже сейчас, сгодишься ли ты в преемники железной леди Прибалтики?

Бронзовый солдат: памятник воинам-освободителям Таллина

Бронзовый солдат: памятник воинам-освободителям Таллина

Авторами монумента освободителям столицы Эстонии, известного ныне как «Бронзовый солдат», стали архитектор Арнольд Алас и скульптор Энн Роос.