Экономика Экономика

Американские компании не заинтересованы в поставках СПГ в Прибалтику

Подводя итоги работы плавучего СПГ-терминала Independence за 2018 год, представитель акционерного общества Klaipedos nafta отметила, что весь объем импорта сжиженного природного газа в Литву был осуществлен норвежской нефтегазовой компанией Equinor. Среди всех 19 поставок «голубого топлива» не нашлось места производителям из США, на которых серьезно

рассчитывали в президентском дворце в Вильнюсе. Аналитический портал RuBaltic.Ru разбирался, почему американские газовые компании не спешат на помощь литовским властям.

Первая и на сегодняшний день единственная поставка из Штатов на литовский терминал состоялась в августе 2017 года. Тогда ее осуществили по прямому контракту с трейдинговым подразделением компании Cheniere Energy, владельца единственного на тот момент завода по сжижению газа на территории США (Sabine Pass, штат Луизиана — прим. RuBaltic.Ru).

Учитывая, что терминал СПГ в Клайпеде способен принимать до 4 млн тонн сырья ежегодно, в действительности его загрузка по итогам 2018-го составит всего 34%.

Таков бизнес с прибалтийским акцентом: обеспечить себя дорогостоящим оборудованием, которое будет работать на треть своей мощности. Литовское государство, будучи одним из «балтийских тигров», имеет настолько роскошный бюджет, что вполне может себе это позволить.

Фото: db.lv

Экономия не главное, когда есть более важные проблемы. Дело в том, что заокеанский «старший брат» не ценит усилия Литвы в ее героическом противостоянии российской угрозе, а заодно и российскому газу. Где же справедливость?

Вероятно, ее нет. Есть интересы американской компании Cheniere Energy и ее акционеров. Наверняка они — настоящие патриоты США, готовые сказать много-много слов о своей борьбе за государственные интересы. Но патриотизм всегда идет отдельно от бухгалтерии, с которой у американской энергетической компании пока что невесело.

Дело в том, что завод Sabine Pass построен за счет банковского кредита, а кредиторы не принимают в счет оплаты ни патриотические речи, ни славную историю Литвы: этим скучным людям нужны только деньги. В указанный срок и в полном объеме.

Потому Cheniere Energy везет СПГ туда, где платят больше — в страны Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). Ведь здесь геологам так и не удается найти крупные месторождения природного газа ни на суше, ни на морском дне. Ближайшие залежи этого ресурса — на шельфе, принадлежащем Ирану, с которым те самые Штаты то разрешают торговать, то накладывают санкции на каждого, кто рискнет это сделать. Чуть подальше — огромные уникальные месторождения Туркмении, отделенные от АТР горными массивами, трубопровод через которые стоил бы невероятных денег. Российская Сибирь? Ничего не выйдет: газопроводы длиной в 7–8 тысяч километров никто пока не строил. Больше никаких вариантов, кроме СПГ.

Премиальные цены в 30–40% на этот энергоресурс возникли буквально за считанные месяцы 2011 года, сразу после того, как произошла катастрофа на АЭС «Фукусима-1». Япония была настолько шокирована произошедшим, что ее власти распорядились немедленно остановить все остальные атомные реакторы (числом 54), которые обеспечивали островное государство электроэнергией. В результате в энергетике Японии случился настоящий кризис, ведь АЭС обеспечивали до трети общего объема генерации.

СПГ-терминал в Японии. Фото: energyinfrapost.com

Единственным выходом из создавшейся ситуации стало резкое увеличение импорта СПГ. Про сочувствие и желание оказать бескорыстную помощь хорошо пишут в книгах, а в мире капитализма такие вещи не в ходу. Японии помогли быстро и оперативно, но и денег взяли побольше. После истории с «Фукусимой-1» в Стране восходящего солнца была запущена программа строительства угольных электростанций, а после дополнительных проверок включили в сеть четыре атомных реактора.

Но, несмотря на то, что Япония вышла из состояния энергетического шока, объем спроса на СПГ в регионе и не думает уменьшаться.

На авансцену вышел Китай, где тоже началась государственная программа, только прямо противоположная по содержанию: тут закрывают угольные электростанции и взамен им строят газовые. Смог над мегаполисами и, как следствие, проблемы с экологией и авиасообщением — китайцы устали от такой «романтики». Так и получилось, что за 2017 год Китай импортировал больше 30 млн тонн СПГ. Ожидается, что в 2018-м эти цифры вырастут до 40 млн.

Выходит, никакого снижения цены на сжиженный газ с учетом спроса на него в АТР не предвидится. Но и это еще не все. Владелец Sabine Pass — компания Cheniere Energy — имеет право распоряжаться только 1 млн тонн СПГ ежегодно, хотя сам завод после открытия третьей и четвертой производственных линий вышел на мощность в 20 млн тонн.

Да, именно так — только 5%. Все остальное время завод работает на интересы других компаний. Если коротко, эти компании покупают на американской газовой бирже Henry Hub природный газ, оплачивают его доставку и сжижение на Sabine Pass, получая в итоге готовую продукцию в виде СПГ. Дальше, разумеется, ее продают туда, куда посчитают нужным. Несложно догадаться, что «нужными» местами оказываются Китай и страны АТР, а вовсе не Клайпеда.

Такое положение дел на рынке СПГ будет сохраняться еще как минимум лет десять.

Причина в том, что долгосрочные контракты, содержащие пункт «бери или плати», стали активом для компании Cheniere Energy, у которой до этого не было никакого другого обеспечения.

Фото: twistar.ru

В США законодательно запрещено существование компаний, которые имеют вертикально интегрированную структуру «купил скважину — добыл природный газ — превратил его в СПГ на своем заводе — самостоятельно реализовал продукцию». Американские газодобывающие компании обязаны продавать сырье на Henry Hub и никак иначе.

У кредиторов не было другого выхода, кроме как разработать для Cheniere Energy контракты «бери или плати» и потребовать, чтобы она нашла клиентов на 95% мощности завода. С учетом того, что сумма кредита составила почти 20 млрд долларов, банкиры не могли позволить энергетической компании рисковать, покупая природный газ или продавая СПГ на бирже — цены всегда волатильны. А при долгосрочных контрактах рисков у подопечной компании нет: их берут на себя клиенты завода.

Кто эти клиенты? Ответ совершенно логичен — компании из стран АТР: из Японии, Южной Кореи, Индии. Весной этого года, между прочим, в США начал работу второй СПГ-завод — Сove Point. 96% его мощности на 12 лет вперед уже законтрактовали японские и индийские компании. Это означает, что в Литве американский сжиженный газ может появиться только при удачном стечении обстоятельств.
Читайте также
27 сентября 2018
Правые националисты постепенно берут власть в европейских столицах в свои руки. Если раньше это касалось только стран Восточной Европы, таких как Польша и Венгрия, то сегодня усилением правых партий в парламенте могут похвастаться Дания, Австрия, Италия и даже Германия.
26 сентября 2018
Очередное заявление Литвы об энергетическом влиянии России на Европу с призывом увеличить экспорт американского сжиженного природного газа (СПГ) — не более, чем попытка изобразить активное участие в международной политике, считает эксперт.
27 сентября 2018
Весной 2019 года в рижском районе Кундзиньсала начнется строительство первого в Латвии терминала сжиженного природного газа (СПГ) мощностью 20 тыс. кубометров.
26 сентября 2018
Министр энергетики Литвы Жигимантас Вайчюнас призвал европейские страны увеличивать импорт американского сжиженного природного газа (СПГ).