Власти Эстонии выдавливают из автомобилистов средства на свои военные авантюры
Святослав Князев
Десятки тысяч эстонцев не смогли заплатить вовремя «транспортный налог», введенный с грубыми нарушениями законодательства в 2025 году. Местный Союз автовладельцев просит власти предоставить людям хотя бы беспроцентную отсрочку, но это принципиально проблему не решит. Сама ситуация абсурдна «со всех сторон». Официальный Таллин пытался убить двух зайцев одним выстрелом: прогнуться перед Брюсселем в рамках «зеленой повестки» и изыскать дополнительные средства на авантюры вроде финансирования киевского режима. При этом «гениальные» эстонские политики хотят «надоить из коровы побольше молока, выдавая ей поменьше корма». Ведь экономика страны падает, и людям банально негде брать средства на уплату новых налогов.
Налогово-таможенный департамент (МТА) Эстонии на днях обнародовал статистику, свидетельствующую о том, что около 37 000 частных лиц и предприятий страны до сих пор не уплатили первую часть налога на механические транспортные средства. Теперь эстонские фискалы требуют как можно быстрее уплатить «долг» и угрожают «нарушителям» принудительным взысканием.
«Первым шагом в таком случае является арест банковских счетов. Помимо этого, MTA вправе установить запрет на распоряжение имуществом в отношении лиц, с которых взыскивается долг», — пишут эстонские СМИ со ссылкой на заявление ведомства.
Тем временем, Союз автовладельцев Эстонии (EAOL) обратился к премьер-министру Кристену Михалу и главе МТА Райго Ууккиви с просьбой о введении беспроцентной отсрочки для тех, кто не может вовремя оплатить налог.
По мнению руководителя Союза Симмо Саара, масштабы задолженности свидетельствуют о неготовности эстонского общества к новому сбору.
«Очевидно, что многим налог оказался не по силам, или государство не смогло ясно донести порядок его уплаты», — отмечает глава EAOL.
Правда, призывы Союза к «диалогу» и «компромиссу» выглядят, мягко говоря, как полумеры и не отражают всей глубины проблемы.
Налог вступил в силу с 1 января 2025 года. Он состоит из двух компонентов: регистрационного сбора и ежегодного налога. Регсбор необходимо уплатить, когда новая машина в первый раз ставится на учет, или когда автомобиль впервые перепродается после 1 января 2025-го. Его базовая ставка составляет 150 евро. Однако, в зависимости от года выпуска, выбросов CO₂ и массы машины размер сбора может быть значительно больше. Интернет-пользователи еще в начале года подсчитали, что в отдельных случаях выплата может составлять около тысячи евро.
Помимо этого, автомобилистам нужно платить еще и ежегодный налог. Его базовая часть — 50 евро, но, как и в первом случае, на них «накручиваются» различные коэффициенты, делающие сумму значительно больше.
И дело не только в размере сборов.
Налог изначально был введен незаконно — в нарушение прямых требований конституции страны.
Власти не соблюли норму основного закона об анонсировании введения нового налога за полгода. Однако официальный Таллин махнул на конституцию рукой, заявив, что транспортные сборы и так слишком долго обсуждали.
До сих пор толком не решен вопрос с абсурдной нормой, которая фактически заставляет некоторых автовладельцев платить налог дважды. Если меняешь машину в 2025-м году, то сначала нужно отдать государству деньги за старую, а затем — за новоприобретенную.
Транспортный налог уже обвалил рынок автомобилей в стране. Провластные «оптимисты» в начале года говорили о падении продаж легковых машин как о чем-то временном (за январь—февраль было заключено на 61,7% меньше сделок, чем за аналогичный период прошлого года). Однако рынок до сих пор даже не приблизился к прошлогодним показателям.
В первом полугодии 2025-го в Эстонии зарегистрированы всего 10 803 «леговушки» — почти вдвое меньше, чем год назад.
Причем, даже количество продаж новых автомобилей упало на 39,5%: 6 175 против 10 218.
«Схлопывание» рынка уже порождает цепную экономическую реакцию. Владельцы автосалонов говорят журналистам, что готовятся в ближайшее время уволить, как минимум, треть персонала. Эксперты предсказывают закрытие примерно 30% автодиллеров к 2026 году.
В юридическую практику возвращаются схемы, которые для остального постсоветского пространства были характерны в «лихие 90-е». Машины начинают «продавать» по доверенности, чтобы избежать новой постановки на учет. В итоге, никакого позитивного влияния на экологию нет. «Зеленый успех» остался на бумаге.
Кроме того, эстонцам предоставят отсрочку для уплаты налога, у них не появятся «лишние» денежные знаки.
В 2024-ом валовой внутренний продукт Эстонии снизился на 0,3%. Согласно недавно обнародованным данным, падение продолжилось и в первом квартале текущего года — еще на 0,3%. Причем, частное потребление в начале текущего года упало на 0,6%.
Выпуск промышленной продукции в прошлом году рухнул на 4%. Сильнее всего пострадала наиболее высокодоходная обрабатывающая промышленность – она снизилась на 4,4%. Падение в деревообработке достигло 10,7%, в производстве компьютеров и электронного оборудования — 7%, электрооборудования — 4,7%.
Экспорт товаров сократился по сравнению с предыдущим годом на 4%, импорт – на 2%.
«Наша экономика находится в спаде уже более трех лет, и сопровождается это инфляцией. Такая ситуация в маленькой стране — это бессмысленно», — заявил недавно крупный предприниматель Айн Хансшмидт.
Однако, в одном он не прав. Власти Эстонии, видимо, смысл в происходящем видят.
Ведь не зря официальный Таллин стал мировым лидером по поддержке Украины относительно ВВП.
Республика пожертвовала киевскому режиму уже 2,204% своего валового внутреннего продукта (2,019% ВВП — на военные цели).
Пока эстонские автолюбители прячутся от налоговиков, которые готовы заблокировать им счета и пустить их имущество с молотка, официальный Таллин отправляет миллионы евро своим украинским друзьям.