Инвалиды, безработные, бюджетники: кого литовские власти поставят под ружье
Святослав Князев
В Сейме Литвы предложили сделать вступление в Союз стрелков обязательным условием для всех, кто хочет получать пособие по безработице. Эта идея полностью соответствует актуальным настроениям литовских элит. Чуть раньше минобороны республики начало учить педагогов диверсионной деятельности, а околовластные эксперты настаивают на привлечении в армию инвалидов. При этом, особого выбора у граждан нет. На фоне высокого уровня безработицы и масштабных экономических проблем всем, кто не может уехать из страны, придется выполнять безумные капризы официального Вильнюса.
Депутат Сейма Литвы от фракции «Заря Нямунаса» Каролис Неймантас зарегистрировал в парламенте предложение по новому требованию для людей, претендующих на пособия по безработице. По его мнению, безработные должны вступать в Союз стрелков — особую военизированную организацию, находящуюся в распоряжении правительства и решающую ряд силовых задач, включая диверсионную подготовку населения.
«Мы предлагаем, чтобы пособие по безработице могли получать не только лица, накопившие необходимый стаж, но и являющиеся членами Союза стрелков. Человек, ищущий работу, должен подать заявление и предоставить все необходимые справки, чтобы стать стрелком и активно участвовать в деятельности», — цитируют Неймантаса прибалтийские СМИ.
Депутат считает, что безработные должны ощущать ответственность перед государством, которое нуждается в укреплении обороны.
Это — не первое подобное предложение, прозвучавшее в текущем году.
На днях эксперт по безопасности, обороне и кризисному менеджменту Ремигиюс Жилинскас потребовал привлекать в армию Литвы инвалидов.
«Ограничения в мобильности не являются препятствием для управления дронами. Некоторые виды нарушения здоровья (например, расстройства аутистического спектра) могут давать преимущества при выполнении задач, требующих внимания, концентрации, точности и скорости», — приводят слова «гуманиста» прибалтийские средства массовой информации.
По его мнению, опыт отдельных государств свидетельствует в пользу данной идеи.
«Опыт Израиля показывает, что интеграция людей с ограниченными возможностями здоровья в национальную оборону не только возможна, но и выгодна как для самих военнослужащих, так и для сил обороны, особенно в специализированных областях, где их уникальные способности могут быть эффективно использованы», — утверждает Жилинскас.
Кроме того, нечто подобное — в рамках отельных программ — практикуют Соединенные Штаты и Франция.
В Литве сейчас живет около 100 тысяч инвалидов трудоспособного возраста, но только треть из них работают.
«Это огромный потенциал, который можно было бы эффективно использовать в контексте обороны, например, в качестве операторов беспилотников, механиков по ремонту дронов или даже в сфере анализа разведывательной информации. В условиях ограниченности человеческих ресурсов в стране и враждебности соседей, в случае военного конфликта цель оправдывает средства», — утверждает «эксперт».
В связи с этим он требует пересмотреть критерии годности граждан к воинской службе.
Особенно «оптимистично» такие идеи звучат на фоне заявлений президента Литвы Гитанаса Науседы о том, что в республике будет введен всеобщий призыв и это всего лишь «дело времени».
Еще одна категория потенциальных «бойцов» — бюджетники. В Литве начался курс по основам готовности к гражданскому сопротивлению для педагогов общеобразовательных школ. В минобороны утверждают, что учителя якобы сами захотели узнать побольше о военной службе.
«Этот тренинг — ответ на эти ожидания и важная инвестиция в нашу национальную безопасность. Каждый учитель, получивший такие знания, становится надёжной опорой для своего сообщества и для страны в целом», — заявил заместитель министра обороны Томас Годляускас.
Педагогам рассказывают о «вооруженном сопротивлении» и гражданской обороне. По итогам курсов они должны будут разобраться, как им внести вклад в национальную оборону.
По большому счету, населению Литвы сложно куда-то деться от подобных «добровольно-принудительных» инициатив со стороны органов государственной власти. По состоянию на начало лета текущего года уровень безработицы в республике составлял около 8,4%. Работу в последнее время официально искали 153,9 тысячи человек. И это — не считая поденщиков и прочих граждан, перебивающихся случайными заработками.
«В Литве каждый пятый житель испытывает нужду. 20,6% населения Литвы живет ниже порога риска бедности», — заявил в прошлом году директор Национальной сети организаций по сокращению бедности Айсте Адомавичене.
Речь идет почти о 600 тысячах литовских граждан. При этом, 11% населения страны не могут позволить себе даже полноценное питание.
Почему так происходит догадаться не сложно. К примеру, стоимость промышленного производства в Литве в июне 2025 года снизилась на 2,7%. Причем, ожидания республиканских предприятий ухудшаются третий месяц подряд. Индекс ожиданий литовской промышленности, составленный LPK, снизился на 0,6 процентных пункта в июне и достиг 47,4.
«Компании все более осторожно оценивают возможности своего развития — на это влияет как стагнирующая европейская промышленность, так и снижающийся спрос и растущая конкуренция на экспортных рынках. Этому способствуют и внутренние факторы — недавно принятая налоговая реформа создает дополнительную неопределенность и усложняет принятие решений об инвестициях и объемах деятельности», — заявляет президент Литовской конфедерации промышленников Видмантас Янулявичюс.
Литовский экспорт в 2024 году просел на 6,85%. А количество банкротств выросло на 16,1%. Тем временем, официальный Вильнюс занят милитаристскими играми. Недавно он утвердил проекты создания на территории республики двух новых военных объектов НАТО — военно-инженерного сооружения с антенным полем в Паланге и базы для размещения военнослужащих Альянса в Шяуляе. Также литовские власти продолжают передислокацию в страну немецкой бригады. Миллиарды улетают на закупку западного вооружения.
На этом фоне всего 16% жителей Литвы рассчитывают на улучшение экономической ситуации в обозримом будущем. Зато 50% ждут ухудшения. Для того, чтобы жить лучше и не оказаться «под ружьем» у литовцев есть, по сути, всего два выхода: уехать из родной страны или поменять в ней власть. Любопытно, какой вариант выберет для себя большинство?