Культура Культура

Ремизов: Украина может пойти по балтийскому идеологическому пути

Сейм Латвии намерен ввести тюремные сроки за «грубую тривиализацию» так называемой «советской оккупации». Максимальное наказание за преступления такого рода составит три года тюремного заключения. В данный момент ответственность предусмотрена только за публичное отрицание или оправдание подобных деяний. Являются ли такие шаги угрозой и для интересов России? И как необходимо противодействовать данным инициативам? Эти вопросы портал RuBaltic.Ru обсудил с российским политологом, президентом Института национальной стратегии Михаилом РЕМИЗОВЫМ:

- Михаил Витальевич, в Сейме Латвии обсуждается возможность введения тюремных сроков за «публичное отрицание, оправдание, прославление или грубую тривиализацию советской или германской агрессии» против Латвии. Как Вы оцениваете подобное решение?

- Очевидно, что сделано это было в контексте отношений России и Запада и является демонстративным жестом в отношении русскоязычного населения Латвии.

- Как Вы считаете, затрагивают ли подобные действия со стороны Латвии интересы России?

- Эти шаги затрагивают, прежде всего, интересы русских в Латвии, а потому затрагивают и интересы России.

Россия считала и считает себя причастной к судьбе русскоязычного населения в Латвии ещё со времени, когда эти территории входили в состав Советского Союза.

И большая часть русских, которые сейчас живут в Латвии, будет этим решением Сейма затронута.

- В чем заключается опасность уравнивании фашизма и коммунизма, которое целенаправленно проводят балтийские республики, для России и системы международных отношений в целом?

- Страны Балтии достаточно давно и последовательно проводят такую политику. В общем-то они делают это при поддержке многих европейцев.

Опасность в том, что данное уравнивание является формой дискриминации русского населения. Главная опасность именно в этом.

Исторически коммунизм является, прежде всего, идеологией, несмотря на то, что думают сами коммунисты. А люди, которые являются наследниками советского опыта, живы. И получается, что приравнивание коммунизма к нацизму – это дискриминация, в первую очередь, этих людей.

- То есть Вы полагаете, что такое решение направлено, прежде всего, против русского населения Латвии?

- Да, причем в контексте того, что происходит на Украине и в Крыму.

- Действительно, на этой неделе постоянный представитель Украины при ООН Юрий Сергеев публично оправдал украинских националистов, заявив, что представленные СССР на Нюрнбергском процессе обвинения в их адрес были сфальсифицированы. Как Вам кажется, нет ли опасности того, что Украина идеологически пойдет сейчас по проторенному пути стран Балтии?

- Киев, безусловно, может пойти по этому пути.

Вероятность этого очень высока, потому что это соответствует идеологии победившей политической силы.

- Со стороны ЕС также будут предприняты какие-либо шаги, чтобы подтолкнуть Украину к этому?

- До сей поры таких шагов я не видел. Может быть, негласно они что-то и советовали делать, но серьёзных шагов не предпринималось.

- Получается, что Россия постепенно обрастает соседями, которые претендуют на пересмотр решений Нюрнбергского трибунала. Должна ли Россия как-то реагировать на эти инициативы?

- Реакция России здесь может быть только в идеологической и пропагандисткой (в хорошем смысле) сфере.

В том, что касается защиты прав взрослого населения и дискриминации, это требует комплекса мер, некой системной политики, которую, думаю, выработают в самом скором времени.

Она должна быть гораздо более широкая и объёмная, чем тема политики памяти и отношения к прошлому.

- Какая реакция со стороны России в данной ситуации была бы наиболее эффективной, на Ваш взгляд?

- Например, возьмем сферу взаимодействия стран друг с другом. Израиль имеет тактику выстраивания отношений, в том числе в экономической сфере, с некоторыми государствами через посредничество еврейских диаспор. Через официальное посредничество. Представим себе, что русские общины в Латвии являются посредниками во взаимоотношениях по линии «Россия-Латвия». Такой шаг усилит общины и позволит им вести себя уверенно и самостоятельно. Это простой пример, он не требует больших дополнительных затрат, но подобный шаг был бы более чем оправдан в данной ситуации.

То есть лучше идти по пути комплексной поддержки русских соотечественников за рубежом, чтобы они чувствовали себя максимально уверенно и комфортно в разных сферах: общественной, культурной и других.

Но, между тем, на международном уровне можно заявлять и о политике памяти, что сейчас и делается.