Политика Политика

«Агенты Кремля» возглавят антироссийский курс официального Таллина

Эстонский парламент выразил вотум недоверия премьеру-реформисту Рыйвасу. Правительство пало. Центром сборки для новой правящей коалиции выступила ранее оппозиционная Центристская партия. Несмотря на смену декораций, генеральная линия Партии реформ во внешней политике будет продолжена. К «пророссийским» центристам перешло право возглавить антироссийский курс официального Таллина.

В Эстонии пало правительство. По результатам голосования 9 ноября парламент вынес вотум недоверия премьеру Таави Рыйвасу, лидеру правящей Партии реформ. Ранее главы пяти парламентских фракций поставили премьеру ультиматум: уйти с поста самостоятельно в течение суток. «От нас не стоит ждать безмолвной капитуляции», – отказался принять ультиматум Рыйвас. Парламент отправил премьера в отставку.

Оппоненты Рыйваса критиковали главу Партии реформ за нерешительность в проведении этих самых реформ, ругали за огрехи в экономической политике, за кризис идей и нежелание что-либо менять. Последней каплей стало сомнительное назначение Юхана Партса на должность представителя Эстонии в Европейской счётной палате, сообщила Кадри Симсон, председатель оппозиционной фракции центристов в парламенте, которая как раз и выступила инициатором отставки премьера. «Премьер-министр Рыйвас полностью истратил кредит доверия, и его время как главы правительства истекло», – заявила Симсон.

Юхан Партс– эстонский государственный деятель, бывший министр экономики и коммуникаций, бывший премьер-министр Эстонии. Член партии Союз отечества и Res Publica

К парламентской оппозиции из центристов, Консервативной народной партии и Свободной партии Эстонии подключились силы правящей коалиции – социал-демократы, а также «Союз Отечества и Res Publica» (IRL). И хотя бывшие правительственные союзники Рыйваса говорили о неприсоединении к инициативе оппозиционных фракций, их решение было быстро «скорректировано». Накануне голосования 8 ноября председатель фракции соцдемов Андрес Анвельт назвал отказ премьера принимать ультиматум «беспрецедентным для парламентской демократии», пообещав примкнуть к его свержению. Глава фракции IRL в эстонском парламенте Прийт Сибул солидаризировался с остальными. 

«Мы ведь сами дали понять, что доверия в этом правительстве больше нет и в таком виде оно не может дальше работать. Следовательно, чтобы идти дальше, нужно выразить недоверие», – сообщил Сибул.
Прийт Сибул

Недоверие выразили, пошли дальше. Центристы, IRL и соцдемы начали переговоры о формировании новой правящей коалиции. Коалиции без реформистов. Центром притяжения выступила «пророссийская» Центристская партия Эстонии, ранее носившая ярлык «руки Кремля» за идею выстраивать конструктивные прагматичные отношения с восточным соседом и договор о сотрудничестве с «Единой Россией». Обыденная практика для Прибалтийских стран: вспомним победителей прошлых парламентских выборов в соседней Латвии – партию «Согласие», которую продолжают шельмовать и держать в оппозиции за те же «грехи».

Намедни в Пайде состоялся внеочередной съезд Центристской партии, на котором партия выбирала нового лидера. Им стал Юри Ратас

Но вот к эстонским «агентам Путина» отношение вдруг поменялось. С предложениями о сотрудничестве уже обратились представители всех трёх коалиционных партий, сообщил новоизбранный председатель центристов Юри Ратас, неделю назад сменивший многолетнего лидера и патриарха партии Эдгара Сависаара, руководившего этой политической силой на протяжении 25 лет. Рокировка в Центристской партии позволила партнёрам реформистов по правящей коалиции пересмотреть некоторые былые принципы. Председатель социал-демократов Евгений Осиновский уже поспешил сообщить, что видит следующим главой правительства именно центриста Ратаса. «Я видел, как Ратас работал в Рийгикогу (эстонский парламент – прим. RuBaltic.Ru), руководил Таллином, немного знаю его как человека, поэтому верю, что он станет для Эстонии хорошим премьер-министром», – рассказал Осиновский. В это же время портал Delfi, ссылаясь на «надёжный источник», сообщил, что IRL и социал-демократы предложили Юри Ратасу пост премьер-министра. И вот уже согласованы первые принципы нового коалиционного договора: сохранение партнёрских и союзнических отношений с НАТО и ЕС, выделение не менее 2% ВВП на оборонные расходы, улучшение экономической среды, решение демографических проблем, сохранение эстонского народа, языка и государства.

Ничего нового. Генеральная линия Партии реформ будет продолжена без самих реформистов.

Об этом позаботился и уходящий с позором экс-премьер Таави Рыйвас, призвав кандидата на роль главы правительства, центриста Ратаса, выступить с «чёткой декларацией о смене курса политической организации», поклясться в неверности России. Ратас поклялся, быстро открестившись от договора с «единороссами». «Этот заключённый протокол не действует. Он реально находится в замороженном состоянии, в его рамках нет никаких контактов, не было ни экономических, ни культурных, ни каких-либо третьих контактов. И я очень чётко заявляю, что он останется на той стадии, где он не работает», – пообещал новоизбранный лидер Центристской партии. В общем, на «антироссийском фронте» – без перемен.

Сергей Середенко (слева)

«Новое правительство не сможет ничего. Кроме одного – добить популярность центристов. Также оно не сможет зачистить государственный аппарат, особенно силовиков, – даёт свою оценку эстонским политическим пертурбациям юрист-правозащитник Сергей Середенко. – Возвращение реформистов будет триумфальным и уже окончательным. Скорее всего, при возвращении реформисты проглотят походя ультраправую парламентскую мелюзгу, и правительство на долгие годы станет де-факто однопартийным. Это будет коллективная диктатура, вполне возможно, что с постоянно действующим военным положением, как при Пятсе. Особенно если Трамп сбросит Прибалтику и предоставит её самой себе. Так бы я мог рассуждать, если бы был политологом…» – подытожил Середенко.

А пока центристам ненадолго дают поиграться в партию власти. Дают «пророссийской» силе право возглавить антироссийский курс, который, конечно же, будет продолжен. Дают возможность растерять русскоязычный электорат. Для понимания этого быть политологом уж точно не обязательно.