«Профессор в Литве зарабатывает меньше, чем кассир магазина»
Вера Александрова
Литовский Сейм 12 декабря принял бюджет на 2018 год. Как отметил министр финансов Литвы Вилюс Шапока, это «первый недефицитный бюджет после восстановления независимости страны». В то же время расходные статьи бюджета вызвали множество споров. В том числе объем финансирования науки и образования. Накануне голосования по бюджету Вильнюсский университет провел протестную акцию под названием «Похороны высшего образования». Преподаватели, студенты и исследователи пытались обратить внимание властей на недостаток средств. Об акции протеста и проблемах в сфере высшего образования Литвы аналитическому порталу RuBaltic.Ru рассказал заведующий кафедрой русской филологии Вильнюсского университета Павел ЛАВРИНЕЦ:
— Г‑н Лавринец, в Вильнюсе в понедельник 11 декабря, накануне голосования за бюджет 2018 года, прошла акция протеста «Похороны высшего образования». Вы участвовали в мероприятии? Какая атмосфера там царила?
— Да, я участвовал в акции. Окна и ворота трех факультетов Вильнюсского университета (ВУ), философского, исторического и филологического, которые находятся в центре города рядом с Президентским дворцом, были задрапированы черными траурными лентами. У ворот стояли плакаты с изображением черного страшного креста и надписями: «Покойся с миром, высшее образование». Во дворе философского факультета собрались ученые, преподаватели университета, а также коллеги из научных институтов. Пришли представители администрации университета, включая ректора ВУ Артураса Жукаускаса. Видел по крайней мере одного члена Сейма — Мантаса Адоменаса («СО-ХДЛ»).
Организаторы акции протеста сказали короткие речи о недостаточном финансировании высшего образования в Литве, о чрезвычайно низких зарплатах преподавателей. Затем четыре «плакальщика» отпели высшее образование и предложили сказать несколько хороших слов о «покойнике».
Мантас Адоменас сказал, что, может быть, еще рано хоронить высшее образование и как раз голосование за бюджет 2018 года, может быть, покажет, что хоть немного положение улучшится и высшее образование будет скорее живо, чем мертво. После этого все благополучно разошлись и приступили к своей работе. Хотя кажется, что самое время уже было бы перейти к более ярким формам протеста в виде, может быть, забастовок.
— Может быть, к более жестким методам протеста преподаватели прибегнут уже после окончательного утверждения бюджета? Или в целом люди еще готовы терпеть сложившуюся ситуацию?
— Надо смотреть, чем закончится это голосование за бюджет. Понимаете, цифры в проекте бюджета без детализации мало о чём говорят. Например, несколько увеличено финансирование Вильнюсского университета в последнем варианте бюджета сравнительно с его первым вариантом, но трудно сказать, какая доля этих сумм уйдет на зарплаты преподавателей и ученых. Это самая болезненная тема, потому что в эти расходы закладывается сумма за отопление, свет, за содержание инфраструктуры, администрации и т. д. Здесь надо понимать, что 10 лет зарплата преподавателей не менялась. Это при очевидном росте цен и зарплат в стране в целом.
По статистике, за это время зарплаты в Литве выросли на 40%, а у ученых и преподавателей какие были, такие, в сущности, и остались. Это чудовищные цифры: молодой ученый, начинающий работать в университете, может рассчитывать на зарплату в 500 евро. При таких зарплатах редкий банк рискнет дать серьезный кредит, например на жилье, научному работнику. Перспективы тоже не особенно радужные: спустя какое-то время ученому «светит» получать зарплату доцента — около 600 евро.
В средствах массовой информации уже обсуждалось, что в магазинах торговых сетей и в торговых центрах у не самых квалифицированных работников зарплаты не ниже, а то и выше, чем у доцентов и профессоров университета. Складывается парадоксальная ситуация. Допустим, торговые центры — это частный бизнес и владелец платит своим работникам, исходя из возможностей. Но в бюджетной сфере всё тоже забавно. По факту в школах и библиотеках зарплаты выше, чем в университетах. Иначе говоря, библиотекарь или учитель тоже получает маленькую зарплату, но она по крайней мере выше, чем у профессора университета, который снабдил их необходимыми знаниями.
— Как Вы думаете, в чём еще заключаются проблемы высшего образования в сегодняшней Литве?
— Вероятно, самая тяжелая проблема, накопившаяся из-за нерешительности, неэффективного управления, демагогии и популизма, — это слишком большое количество высших учебных заведений.
Тот, кто более или менее знаком с ситуацией, должен понимать, что рождаемость снижается, миграция растет, студентов в университеты приходит всё меньше с каждым годом, а число самих университетов не убывает.
Это приводит к тому, что слабые университеты со слабыми и неконкурентоспособными программами продолжают существовать. Получается, что на средства бюджета практически содержатся стены и администрация. Финансируется не сама наука, а видимость и инфраструктура, в которой нет никакого содержания.
В программе правительства совершенно разумные вещи написаны: наука и просвещение названы среди пяти главных приоритетов страны. Ключевые документы в парламенте и правительстве очень правильно фиксируют, что глубокие, фундаментальные исследования, образование — это фундамент благополучия и безопасности страны, в том числе материального благополучия. Без этого невозможно себе представить развитие страны. Все это понимают, но не заметно, чтобы делались решительные шаги в этом направлении.
Реформа сети высших учебных заведений началась с обсуждения, с заявки о возможных перспективах, но тут же потонула в трясине нерешительности и борьбе интересов.
Понятно, что политикам очень трудно не уступить давлению лоббистов, давлению своих земляков, которые убеждают, что не может, скажем, северо-западная Литва остаться без университета и надо сохранить Шяуляйский или Клайпедский университет. Притом что на самом деле надо еще проверить и хорошенько подумать, стоит ли сохранять их только для того, чтобы не обидеть жителей этого региона.
— Средний показатель по ЕС — пять университетов на миллион человек. В Литве проживает менее трех миллионов человек. При этом в стране насчитывается 45 университетов. Многовато...
— Конечно, из этого количества стоит вычесть несколько частных вузов, но даже если брать только государственные, то это действительно слишком много. Различные проекты слияния, объединения университетов и тому подобного пока стоят замороженными. Меня, например, удивили страницы из проекта бюджета, где Вильнюсскому университету — что отрадно для меня, как для преподавателя ВУ, — финансирование было повышено. Но при этом сохраняется или даже растет финансирование других университетов. Это означает, что в каком-то виде им будет продлеваться жизнь на «искусственном дыхании».
— Почему так происходит, ведь в том числе из-за распыления средств на неконкурентоспособные университеты не хватает денег на должное финансирование исследований, научной и преподавательской деятельности?
— Трудно назвать причины, они копились годами. Довольно забавная картинка выходит, если сравнивать зарплаты в Вильнюсском университете с зарплатами в контролирующих и управляющих органах, таких как Министерство образования и науки, Агентство по науке и инновациям, Совет Литвы по науке, Центр анализа и мониторинга науки и высшего образования. Зарплаты у этих менеджеров и чиновников, контролирующих образование и науку, в полтора-два раза выше, чем у тех, кто эти образование и науку делает. У чиновников всё в порядке.
Хотя мне кажется, что общее согласие относительно того, что финансирование науки и образования неэффективно в том смысле, что средства небольшие и расходуются неумно, есть. Все с этим согласны, но нет уверенности, что кто-то знает, как эти расходы сделать эффективнее.
За исключением очевидного способа, который приятен всем администраторам, но очень болезнен и поэтому с трудом осуществляется. Способ предполагает слабых преподавателей, слабых ученых оставить «за бортом» и финансировать в два раза больше тех, кто более конкурентоспособен, показывает хорошие результаты. Здесь встает вопрос: что делать с теми, кто «за бортом»? Это действительно тяжелая ситуация для преподавателей слабых университетов, которым грозит слияние, объединение с другими вузами, сокращение. Куда этих людей деть, это же сотни преподавателей?
— Насколько литовские вузы сегодня привлекательны для иностранных студентов и преподавателей?
— Для иностранных преподавателей вряд ли здесь привлекательно. В соседних странах ситуация лучше. Для нас примером может быть даже не Польша, а, например, Эстония с похожим прошлым и стартовой ситуацией. Сегодня там зарплаты профессоров выше в полтора-два раза, чем в Литве.
Сложно представить, чтобы кто-то сюда приехал и здесь работал за ту зарплату, которую могут предложить. Наоборот, ученые из Литвы эмигрируют не только в традиционные для литовской эмиграции страны (США, Германию), но уже стали эмигрировать и в соседнюю Эстонию, несмотря на языковой барьер.
Там больше шансов выйти на международный уровень конкуренции за рабочие места и нагрузка при этом меньше.
Для студентов, может быть, некоторые области здесь привлекательны. Не могу сказать обо всех университетах, но по крайней мере количество иностранных студентов в Вильнюсском университете, которые приезжают на полный курс бакалавриата или магистратуры или на семестр-два по программам обмена, постепенно увеличивается. Судя по всему, некоторые программы достаточно конкурентоспособны, но это еще особенности менеджмента и продвижения этих программ на международный рынок. Студенты должны знать, что у нас есть такие предметы.
Что касается оттока умов, помимо самих ученых, в высшую школу в Литве не приходят самые талантливые выпускники школ. Потому что границы открыты и без особых сложностей они могут поступать в университеты с более качественным образованием, чем в Литве; учиться там в более комфортных условиях и зачастую бесплатно. Часто это университеты Великобритании, Германии или соседней Польши.
— Насколько соответствуют получаемые студентами в вузах знания и умения потребностям экономики и рынка труда? Легко ли выпускникам потом найти работу по специальности?
— Мне кажется, что здесь всё может складываться по-разному. Очень многое зависит от самого выпускника. На самом деле, если выпускник будет искать вакансии, то он будет искать их достаточно долго. Другое дело, что я надеюсь, что Вильнюсский университет оканчивают в основном амбициозные и активные люди, которые не ищут рабочих мест, а создают их сами.
— Какой прогноз Вы могли бы дать относительно высшего образования в Литве?
— Мне хотелось бы надеяться, что произойдут взаимосвязанные в своей сущности вещи: с одной стороны, настолько сильна необходимость в оптимизации сети высших учебных заведений, что она, несмотря на болезненность процесса, всё-таки произойдет. Мы станем свидетелями того, что некоторые университеты объединятся или исчезнут их названия. Они вольются в другие структуры. Соответственно, сократится администрация и дополнительные расходы на нее.
С другой стороны, доля внутреннего валового продукта, которую Литва расходует на науку и образование, повысится. Потому что сейчас мы занимаем одно из последних мест среди стран Евросоюза по этому показателю. Из 28 стран мы находимся на 24‑м месте — обгоняем только Румынию, Латвию, Мальту и Кипр. Этот показатель меньше процента сейчас. Надеюсь, что доля ВВП дорастет хотя бы до двух процентов ВВП, как это в среднем по Европейскому союзу. Среди прочего такое повышение финансирования позволит повысить зарплаты преподавателям.
Ученый или преподаватель не может эффективно работать за низкую зарплату. Он вынужден искать какие-то дополнительные заработки и не может всецело отдаться своему делу. В итоге результат такой: научные исследования не очень глубокие, качество преподавания не очень высокое.
Если дать преподавателю зарплату выше, то со временем и престижность этой области деятельности повысится. О низком престиже преподавательской деятельности сегодня уже говорят вслух. Наука и высшая школа не самое привлекательное направление для молодых людей.
В понедельник на акции «Похороны высшего образования» поминалась бедная фигура профессора, который зарабатывает меньше, чем его студенты, и боится кому-нибудь об этом сказать.Тогда наука и высшая школа из декларативного приоритета властей страны действительно станут одним из приоритетных направлений.