Политика Политика

Барак Обама решил покинуть Белый дом «голубем мира»

В последние месяцы своего президентства Барак Обама призывает к изменению военной доктрины Соединённых Штатов. В числе главных инициатив – закрепление принципа «no first use»: отказ от использования ядерного оружия первыми.

Ещё в 2009 году, только заехав в Белый дом, первый чернокожий президент Америки изложил своё видение «мира без ядерного оружия». За этим последовала Нобелевская премия. Сегодня президентские полномочия Обамы подходят к концу. Образ «голубя мира» он не оправдал, стал «ястребом войны». За время президентства Обамы США не вылезали из вооружённых конфликтов. В довесок к сомнительной «нобелевке» 44-му президенту впору вручить ещё один титул: рекордсмен среди всех американских лидеров по продолжительности участия в войнах. Барак Хусейнович обогнал даже Рузвельта, возглавлявшего Америку в годы Второй мировой, и Линкольна, руководившего в период войны гражданской.

Обама способствовал превращению Ливии в failed state: теперь там правит бал другое «государство» – «Исламское» (ИГ). Чернокожий президент начал новую войну в Сирии и Ираке. Ещё были Афганистан, Йемен, Пакистан, Сомали – в общей сложности американские военные операции проводились в семи государствах. При Обаме Вашингтон начал превращать в оружейный склад старушку Европу. Теперь уже и Старый Свет не исключает перспективы большой войны на своих рубежах. Неприятное резюме для президента, пришедшего к власти под пацифистским флагом; президента, обещавшего спасти Америку от череды военных авантюр Буша-младшего.

Приходит время уходить. А хочется ведь уйти красиво: не остаться для истории «ястребом», хоть как-то оправдать выданную авансом Нобелевскую премию мира. Поэтому в конце второго срока Обама решает немного «отмыться» и исключить из американской военной доктрины практически её суть – право применить ядерное оружие первыми.

Отказ президента США Барака Обамы от возможности превентивного ядерного удара грозит мировой стабильности, пишет британская Times

. «Вместо того чтобы отсрочить Армагеддон, такой шаг может лишь привести к глобальной неопределённости и подтолкнуть государства-изгои к рискованному шагу – и уж никак не сделать мир более безопасным», – пугает издание.

Союзники взволнованы. Британские таблоиды говорят о перспективах краха концепции сдерживания. В Японии и Южной Корее – странах, испытывающих угрозу со стороны Пхеньяна, – выражают справедливую озабоченность инициативой Обамы. Ким Чен Ын тем временем продолжает разрабатывать ядерное оружие и баллистические ракеты. Изменение военной доктрины США может побудить Сеул и Токио начать собственные тайные программы ядерного вооружения, опасаются аналитики – это уже точно не сделает мир более безопасным.

Критики инициативы Обамы предсказуемо ссылаются и на «воинственную» Россию. Вспомним нашумевшее исследование американской фабрики мысли Rand Сorp., по сценарию которого прибалтийские столицы будут оккупированы путинской армией в течение 60 часов. Выводы Rand стали весомым аргументом для военщины, лоббирующей превращение Европы в оружейный склад. Не без помощи этих «непредвзятых» аналитиков на Варшавском саммите было принято решение пополнить восточноевропейский театр армии Альянса четырьмя дополнительными бригадами. 

Сегодня наработки Rand снова востребованы в свете обамовской инициативы «no first use».

Помимо прочего, в материалах американского think tank предлагалось три варианта для США после входа Путина в Прибалтику: организовать кровавую контратаку, признать временное поражение, выставив НАТО беззубым, и наиболее рабочий – воскресить опыт холодной войны и угрожать массивным ответным ударом с использованием ядерного оружия. Но для этого необходимо право на первый удар.

Идея Обамы встретила сопротивление его же собственного кабинета: министр обороны Эштон Картер и госсекретарь Джон Керри в штыки восприняли президентскую инициативу.

Политика неиспользования ядерного оружия столкнётся с противодействием на бельгийском саммите НАТО в будущем году, уже предсказывают европейские дипломаты.

Заглянем в итоговое коммюнике Варшавского саммита НАТО: с помощью сотрудничества с Финляндией и Швецией Альянс укрепит свои позиции в Балтийском море, с помощью сотрудничества с Грузией и Украиной – в Черноморском регионе; будут укреплены силы НАТО в Румынии; система ПРО НАТО будет усилена; двери Альянса открыты для новых членов. Запад вооружается. Практика конвенционального сдерживания России на тех же прибалтийских рубежах продолжит развиваться дальше. При отказе США от первого удара Сеул и Токио могут запустить собственные тайные программы ядерного вооружения. Риски возрастут по всем направлениям. В итоге инициатива «no first use» превращается в личную пиар-акцию господина Обамы. Вне зависимости от её результата Обама сможет сказать: «Я – 44-й президент Америки, безостановочно участвовавший в войнах на протяжении двух сроков, – пытался сделать мир безопаснее».