Политика Политика

Украину ждёт переформатирование власти

Несмотря на то, что по Украине стройными рядами шагает декоммунизация, бернштейновская максима «Движение – всё, цель – ничто» остаётся ключевым слоганом украинской политики. Пресловутая «евроинтеграция Украины», изначально выглядевшая симулякром для решения узкокорпоративных интересов местной элиты, за годы правления «команды реформаторов» и вовсе стала аналогом «светлого коммунистического будущего» для советского общества эпохи «развитого социализма». Впрочем, после внесения изменений в Соглашение об ассоциации Украины с ЕС по требованиям Нидерландов, по евроинтеграционному мифу нанесён тяжелейший удар.

Главы стран – членов ЕС на саммите 15 декабря приняли «юридически обязательную» декларацию, уточняющую содержание Соглашения об ассоциации Украины с ЕС. Инициатором поправок выступил премьер Нидерландов Марк Рютте, вступивший в конфронтацию с частью парламента после состоявшегося в апреле «украинского» референдума, где, напомним, большинство избирателей высказалось против имплементации Соглашения с Украиной.

Премьер Нидерландов Марк Рютте

Вкратце суть поправок такова:

1. Соглашение не предоставляет Украине возможность претендовать на членство в ЕС.

2. Евросоюз не гарантирует военную помощь Украине (примечательно, что за неделю до того ВСУ приняли на вооружение пулемёт «Максим»

образца 1910 года).

3. Граждане Украины ограничены в свободном проживании и трудоустройстве в странах ЕС.

4. Евросоюз не берёт на себя обязательства поддерживать Киев финансово.

5. Украина обязана усилить борьбу с коррупцией и соблюдать права человека. В противном случае соглашение может быть приостановлено либо денонсировано.

В принципе, ничего нового в этом нет – о том, что соглашение представляет собой «улицу с односторонним движением» с правами для ЕС и обязанностями для Украины, давно было известно. Просто Евросоюз прямым текстом указал: Украину никто не ждёт, хватит стучаться в наглухо закрытую дверь. 

Соглашение об ассоциации, что бы там ни говорили украинские власть имущие (не только нынешние, но и предыдущие), не является ни первым, ни вторым, ни последним шагом на пути вступления в Евросоюз.

Фактически соглашение об ассоциации свелось к дискриминационному своду торгово-экономических правил между Украиной и ЕС с жёстким квотированием экспорта и существенными нетарифными барьерами. Единственными бенефициарами соглашения на Украине стали отдельные экспортоориентированные сырьевики из числа аграриев и металлургов.

Евросоюз в конечном итоге также не выиграл от сделки с Украиной. Формально ЕС получил доступ на украинский рынок, однако с учётом катастрофического падения его покупательной способности преференции для европейского бизнеса были нивелированы. К тому же Европа изначально, предлагая ассоциацию, рассчитывала на реэкспорт своих товаров на российский рынок через Украину, однако Москва с 1 января 2016-го денонсировала ЗСТ с Киевом, что разрушило европейские планы.

Однако не исключено, что даже в таком предельно усечённом виде с унизительными для сегодняшнего Киева условиями соглашение об ассоциации не будет функционировать. Парламенту Нидерландов ещё предстоит ратифицировать данный договор, что представляется далеко не очевидным, принимая во внимание внутриполитические расклады в Гааге накануне весенних парламентских выборов.

Не лучшим образом обстоят дела Киева и на безвизовом поприще. Европейские институции утвердили порядок приостановки безвизового режима, однако в очередной раз перенесли голосование за его предоставление Украине на неопределённый срок. Эта музыка будет вечной…

Украинскому истеблишменту не остаётся ничего другого, кроме как возвращаться к широко эксплуатируемой Януковичем риторике о строительстве «Европы в Украине». Но покамест ряд киевских политиков предпочитает выдвигать бессмысленные ультиматумы Европе, опускаясь до хамства в адрес европейцев. Обиды украинских политиков, идеализировавших Евросоюз, понятны, но ни на одном из этапов переговоров европейцы не брали на себя никаких обязательств по отношению к Украине.

В целом же отрезвление от европейских иллюзий явно пойдёт на пользу Украине. Даже для наиболее рьяных сторонников «европейского выбора» становится очевидным, что нужно отбросить иждивенческий подход и ориентироваться исключительно на внутренние ресурсы.
Утрата поддержки ЕС повышает вероятность переформатирования украинской власти

Другое дело, что политическое поле Украины практически полностью зачищено от евроскептических сил, не представляющих крупный капитал (хотя умение «переобуться» – главная отличительная черта украинских политиков). А украинские элиты, даже утратив поддержку Евросоюза, не имеют никакого другого проекта будущего для страны, помимо евроинтеграционного. Выходит, что Украина оказалась в смысловом тупике, потерпев фиаско на европейском направлении и одновременно разрушив отношения с Россией. Тут и до международной изоляции недалеко – что станет закономерным итогом деятельности Порошенко – Гройсмана, управляющих Украиной, словно большим винницким базаром. Конечно, по инерции украинские элитарии продолжат уверять в непоколебимости «европейского пути», однако это будет не более чем «белым шумом» в медиапространстве.

В свою очередь, утрата поддержки ЕС повышает вероятность переформатирования украинской власти. А если к этому добавить смену вашингтонской администрации и целую стаю «чёрных лебедей», которые могут прилететь к киевскому режиму в следующем году (решения арбитражей Лондона и Стокгольма по спорам с РФ, результаты выборов в ключевых странах ЕС и т. д.), то перезагрузка становится практически неизбежной. Вероятнее всего, это станет лишь сменой лиц у «кормушки», но как минимум появятся шансы на то, что следующая власть будет более прагматичной во внешней и внутренней политике. В общем, оппозиционной общественностью Украины провал пресловутой «евроинтеграции» воспринимается как определённое окно возможностей для начала нового политического цикла.