Политика Политика

«Транзит власти» в Беларуси: все заточено на то, чтобы остался Лукашенко

Осталось меньше месяца до референдума по новой Конституции Республики Беларусь. Уйдет ли Александр Лукашенко? Как будут править страной по-новому? Эти вопросы остаются открытыми, однако уже сейчас многое ясно из проекта нового Основного закона.

Новая Конституция может быть принята в Беларуси совсем скоро. Планируется, что референдум состоится в конце февраля 2022 года. На днях официально опубликован финальный проект основного закона, который, собственно, и вынесут на голосование. Этот текст в совокупности с некоторыми заявлениями и кадровыми решениями довольно четко рисует контуры будущей белорусской власти.

Изначально в проекте были нормы об Уполномоченном по правам человека. Их убрали. Введение этого института лоббировал известный юрист Григорий Василевич. Это бывший председатель Конституционного суда и бывший генпрокурор. Со второй должности, как и в целом из власти, его убрали в сентябре 2011 года. Предполагается, что отставка связана с несговорчивостью прокуратуры, которая тогда посмела критиковать действия милиции при подавлении так называемых «хлопающих протестов».

Сейчас Василевича допустили к разработке Конституции, так как он является авторитетным юристом именно в этой области права. Имеет степень доктора наук. Но ему отказали в возвращении на высокие должности. Очевидно, что бывший генпрокурор сам же и хотел стать верховным омбудсменом Беларуси. Василевич — вроде бы верный Лукашенко человек, но все же склонен иметь свое мнение и делать самостоятельные заявления.

Новая конфигурация власти явно этого не предусматривает.

Именно поэтому в 2020 году Лукашенко убрал с поста премьер-министра относительно харизматичного и самостоятельного Сергея Румаса и поставил намного более преданного и безамбициозного Романа Головченко. Во главе Верхней палаты парламента — Совета Республики — еще в 2019 году стала Наталья Кочанова, сменив Михаила Мясниковича. Последний — политический тяжеловес, который работал на высоких постах в правительстве еще в Белорусской ССР. Его тоже можно считать преданным президенту. Но Мясникович, как и Румас, склонен к самостоятельным решениям и заявлениям, а также обладает определенной харизмой.

Кочанова же по сути является чистым исполнителем решений руководства. Редко инициирует что-то сама. Вся карьера во власти у нее построена именно на демонстрациях преданности.

Ниже мы рассмотрим некоторые нормы проекта новой Конституции, и станет понятно, почему Лукашенко в последние годы окружил себя такими людьми.

Во-первых, будет полностью узаконено Всебелорусское народное собрание (ВНС), статус которого раньше был размыт. Да и в Конституции о нем прямо не говорилось. Теперь новому органу посвящена целая глава. Упомянем лишь некоторые принципиальные моменты.

Появился лимит делегатов. Ранее их могло быть и две тысячи, и более. Сейчас — не более 1200. Но, как и ранее, в такой массе невозможно выслушать мнение каждого. Поэтому фактически все будет решать президиум. А масса открытым голосованием просто формально утвердит.

Делегаты — это почти на 100% властная вертикаль, в том числе депутаты и различные чиновники. В основном законе говорится, что это и «представители гражданского общества».

Однако в стране уже отработан механизм отправки на ВНС членов провластных НКО.

Часто эти же люди одновременно являются чиновниками или руководителями из госсектора экономики. Поэтому проблем с проведением того или иного решения в ВНС не будет. 

При этом как действующий президент, так и бывший автоматически становится делегатом ВНС. Естественно, такого уровня делегат по определению не может не быть в президиуме. Значит, Лукашенко там точно будет и займет позицию председателя, в крайнем случае заместителя, но фактически руководить будет он.

ВНС получит очень много полномочий и сможет даже смещать президента.

Таким образом Лукашенко получит возможность контролировать преемника. А для решения оперативных вопросов у белорусского лидера будут еще должности.

И здесь мы переходим к «во-вторых».

По новой Конституции экс-президент становится пожизненным членом Совета Республики. Это белорусский аналог российского Совета Федерации. Данный статус — дополнительная гарантия безопасности Лукашенко. Сенатора нельзя привлечь к уголовной ответственности.

В-третьих, Лукашенко, опять же по определению, не будет рядовым сенатором, а станет председателем. В новой конфигурации власти именно эта должность — вторая после президента, а не премьерская. Главу Совмина понижают в статусе и делают более технической фигурой.

Например, руководитель Совета Республики в экстренном случае получает полномочия президента. В том числе в случае гибели последнего глава Верхней палаты руководит Совбезом.

Впрочем, и без такого печального поворота никто не помешает Лукашенко в будущем получить контроль и над ВНС, и над Совбезом, и над Советом Республики.

Небольшая ремарка. Парламент новая Конституция усилит через отмену двух сессий с двумя большими перерывами. Будет одна длинная сессия с передышкой на лето. К тому же изменяется механизм утверждения законов в пользу скорее парламента, нежели президента.

В-четвертых, у Лукашенко будет особая страховка. Новая Конституция гласит: «Президент, прекративший исполнение своих полномочий, не может быть привлечен к ответственности за действия, совершенные в связи с осуществлением им президентских полномочий».

В-пятых, на ключевую для выборов должность главы ЦИК вместо политической долгожительницы Лидии Ермошиной совсем недавно назначен еще более преданный Игорь Карпенко. Это опытный аппаратчик. Работал как в избирательных комиссиях, так и на посту министра образования, а для правильной организации выборов такой опыт как раз и нужен. Плюс к этому, в отличии от Ермошиной, Карпенко почти не выражает публично никаких амбиций или особого взгляда на происходящее. Все заявления сухие и выверенные.

В-шестых, кто бы ни был президентом после Лукашенко, его, как уже говорилось, можно будет контролировать через ВНС, а также имея власть над Совбезом.

Более того, избираться можно будет лишь на два срока. Ужесточаются и электоральные фильтры. Надо непрерывно прожить в Беларуси до даты выборов не 10, а 20 лет. Возрастной ценз поднимается с 35 лет до 40.

И это еще не все. К кандидату добавлено вот такое требование: «…Не имеющий и не имевший ранее гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа иностранного государства, дающего право на льготы и другие преимущества».

То есть даже имевший не вид на жительство в Польшу, а карту поляка президентом стать не сможет.

Стоит упомянуть и еще один нюанс.

Высшим органам власти будет проще ввести чрезвычайное положение при попытках «майданов».

Как видим, в новом проекте продумано многое. Тем более что в этом тексте мы указали лишь основные моменты. Учитывая те возможности, которые дает Конституция в таком виде, Лукашенко так или иначе имеет шансы продержаться на высоких постах до 2025 или даже 2030 года.

Читайте также
25 января 2022
Правительство Беларуси будет работать над тем, чтобы каждый белорус разговаривал на родном языке. Об этом во время совещания с сотрудниками Национальной академии наук заявил президент республики Александр Лукашенко.
26 января 2022
Латвийские производители спиртного просят ограничить ввоз на территорию ЕС алкоголя, произведенного в Беларуси. Тем временем в Литве жалуются на то, что масштабный импорт биотоплива из «последней диктатуры Европы» разбалансировал местный рынок и нанес ущерб отечественным компаниям.
25 января 2022
Украина должна выразить благодарность президенту республики Беларусь Александру Лукашенко за аварийные поставки электроэнергии в страну. Об этом заявил депутат Верховной рады Нестор Шуфрич.
24 января 2022
Вашингтон руками Польши и стран Балтии подталкивает Минск к военным действиям, обстановка всё время усложняется. Об этом заявил президент Беларуси Александр Лукашенко.