Политика Политика

СНГ возрождается благодаря глобальным потрясениям

24 мая в Ашхабаде проходит заседание Совета глав правительств стран — участниц Содружества Независимых Государств. Основная тема мероприятия — экономика. Кроме того, премьер-министры входящих в СНГ государств обсудят также энергетику, транспорт, науку и гуманитарное сотрудничество. Сегодня можно констатировать, что перспективы развития Содружества огромны. СНГ может обратиться к реальному интеграционному опыту Союзного государства России и Беларуси, который позволит существующему еще с 1991 года объединению добиться серьезных подвижек в экономике, а также в решении политико-правовых и гуманитарных вопросов.

Как на днях сообщил средствам массовой информации, и.о. заместителя генерального секретаря СНГ Нурлан Сейтимов, на рассмотрение участников заседания в Ашхабаде будут вынесены предварительно двенадцать вопросов. По его словам, руководители делегаций обменяются мнениями и обсудят актуальные проблемы экономического развития СНГ.

Помимо сотрудничества в сфере экономики будут также обсуждаться вопросы взаимодействия в энергетической, научно-технической и гуманитарной областях.

«Ожидается, что будет утвержден ряд концепций в области химической промышленности, обращения с опасными отходами и ликвидации объектов накопленного вреда окружающей среде, а также в сфере энергетики до 2035 года. Также будут приняты планы мероприятий, позволяющие реализовать эти концепции. Участники встречи намерены, помимо этого, утвердить план действий по оптимизации инфраструктуры и развитию международных транспортных коридоров государств — участников СНГ, по территориям которых они проходят в период до 2030 года. Принятие этого документа позволит улучшить транспортную инфраструктуру, имеющую согласованные технические параметры и технологии перевозок», — цитирует агентство ТАСС заявление и.о. замгенсека СНГ.

Заседание происходит в не самое простое для постсоветского пространства время. На Украине, которая формально заявила о намерении выйти из СНГ, но так и не направила соответствующее уведомление в Содружество, установилась радикальная националистическая власть, спровоцировавшая вооруженный конфликт. Прозападные силы в Грузии пытаются любым путем сорвать попытки официального Тбилиси восстановить нормальные отношения с соседями. Молдавская власть взяла курс на разрыв отношений в рамках СНГ, несмотря на то, что это уже привело к политико-экономическому кризису и наносит прямой ущерб интересам населения республики. Территориальные споры, связанные, в частности, с доступом к водным ресурсам, эпизодически возникают в Средней Азии. Непростые отношения сохраняются между Арменией и Азербайджаном. Причем прозападное армянское руководство, судя по всему, не способно адекватно управлять ситуацией и все дальше загоняет страну в тупик. Против России и Беларуси действуют масштабные санкции, косвенно бьющие по их партнерам в Средней Азии и на Кавказе. Кроме того, западные страны обсуждают введение жестких ограничительных мер против Азербайджана.

Эффективным ответом на большинство вызовов в рамках СНГ, а также средством кардинального улучшения экономической ситуации на территории Сообщества могла бы стать интенсификация интеграционных процессов.

В рамках Советского Союза все нынешние члены СНГ входили в единую хозяйственную и инфраструктурную систему, действовавшую достаточно эффективно. Сейчас можно с уверенностью констатировать, что разрыв этих связей не принес пользы никому.

Напротив, там, где постсоветские государства восстанавливали взаимодействие и внедряли интеграционные модели, это позитивно сказывалось на их развитии.

Самый яркий пример в этой сфере — Союзное государство России и Беларуси.

В наши дни конкретные результаты сотрудничества между Россией и Беларусью говорят сами за себя.

«Мероприятия союзных белорусско-российских программ по углублению экономической интеграции выполнены почти на 80 процентов», — заявил в начале 2024 года президент Беларуси Александр Лукашенко.

Только за последнее время были сформированы два новых органа СГ — Наднациональный налоговый комитет и Межгосударственный центр по координации работы по управлению таможенными рисками.

В рамках развития Союзного государства правительства России и Беларуси подписали соглашения о единой промышленной политике, о признании технологических операций, развитии микроэлектронных технологий и станкоинструментальной промышленности. Гармонизирована нормативно-правовая база в валютной и антиотмывочной сфере, унифицирован бухучет. Единые правила игры сформированы в областях госзакупок, логистики, связи, контроля за перемещением и качеством товаров.

«В прошедшем году рост ВВП белорусской и российской экономик значительно превысил средний по миру и составил +3,6 и +3,9 процента соответственно (мир — 2,7; ЕС — 0,5, США — 2,5). Обновлен исторический максимум торговли товарами и услугами между нашими странами — товарооборот составил 54 миллиарда долларов. Белорусский экспорт в Россию в 2023-м году вырос по сравнению с 2022 годом на 9,1 процента, составив рекордные 25 миллиардов долларов. Увеличение поставок в Россию позволило заместить потери выпадающего экспорта Беларуси в недружественные страны более чем на 80 процентов», — такие данные привел на страницах газеты «РЭСПУБЛIКА» кандидат экономических наук Георгий Гриц.

Представители Беларуси заключили 81 соглашение с 73 российскими регионами. 450 договоров подписаны между белорусскими областями и городом Минском и российскими регионами и муниципальными образованиями. Растут инвестиции из РФ в экономику республики. Около восьмидесяти российских сборочных производств собирают белорусскую технику.

После начала СВО ВС РФ по защите Донбасса и усиления западного прессинга на Москву и Минск, Россия и Беларусь уже реализовали совместно 23 крупных импортозамещающих проекта с общим объемом инвестиционных затрат 105 миллиардов российских рублей.

В рамках СГ активно развивается научное сотрудничество, реализуются совместные программы в гуманитарной, космической, медицинской, сельскохозяйственной сферах.

Россия и Беларусь продуктивно сотрудничают в области обороны и национальной безопасности. И речь идет не только о совместных учениях или передаче вооружений, а даже о таких тонкостях, как гармонизация миграционной политики.

При этом страны полностью сохраняют политический суверенитет. Союзное государство — объединение равноправное, не ограничивающее ничьих прав и свобод.

Для СНГ интеграционные механизмы СГ, по сути, готовый «шаблон», позволяющий избежать «проб и ошибок».

СНГ является ведущим интеграционным объединением на евразийском пространстве. Взаимодействие государств в рамках Содружества стимулирует развитие национальных экономик и обеспечивает повышение качества жизни и безопасность граждан каждой страны. СНГ уже представляет собой пример цивилизованного, уважительного и взаимовыгодного сотрудничества. Для народов входящих в него стран было бы очень хорошо, если бы взаимодействие в рамках Содружества вышло на новый уровень развития.

Читайте также
18 мая
15 и 18 мая отмечаются Международный день семьи и Международный день музеев. Сохранение исторической памяти и культурного наследия является одним из важнейших приоритетов в области гуманитарной политики Союзного государства России и Беларуси.
18 мая
Россия и Беларусь создадут ассоциацию колледжей. Об этом сообщил министр просвещения России Сергей Кравцов.
19 мая
Молдавский оппозиционный блок «Победа», несмотря на противодействие со стороны нынешних властей республики, продолжит отстаивать возможность поддержания тесных и дружественных связей с народами стран СНГ, в частности Российской Федерации.
21 мая
Как и Владимир Зеленский, Майя Санду активно действует в интересах США и коллективного Запада. Весьма вероятно, что даже в случае неудачи на выборах она узурпирует власть, как и украинский президент.