Политика Политика

Эстония готовится к наступательной войне?

Эстония в последние годы беспрецедентными темпами накачивает западным оружием свои армию и флот, несмотря на их весьма скромные размеры – по данным на 2024 год в стране насчитывалось 7 100 действующих военнослужащих. Логически подобную сверхмилитаризацию еще можно было бы обосновать желанием маленькой страны защитить себя в случае агрессии извне. Однако недавний скандал с упавшим в эстонской глубинке беспилотником заставляет усомниться в этом даже самых ярых местных патриотов.

Речь идет об инциденте, произошедшем ночью 24 августа этого года, когда в Тартуском уезде на востоке Эстонии рухнул ударный дрон, который при соприкосновении с землей взорвался, оставив внушительную воронку. Никто не пострадал, но соблазн, как обычно, обвинить в произошедшем Россию все равно был велик.

Увы, но в эстонских силовых ведомствах вскоре были вынуждены признать украинское происхождение злополучного БПЛА. Министр обороны Ханно Певкур даже уточнил, что целью летательного аппарата были объекты в РФ, однако он был подавлен средствами радиоэлектронной борьбы. Действительно, 23 и 24 августа Украина атаковала беспилотниками Ленинградскую область России – в том числе нефтяной терминал в порту Усть-Луга недалеко от границы с Эстонией. Предположительно дроны могли запускать с грузовых судов в Балтийском море, но главное даже не это.

Падение украинского «ястреба» неожиданно спровоцировало в Эстонии внутриполитический скандал. Депутат Европарламента Рихо Террас выступил с громким заявлением о том, что проникновение иностранного БПЛА в эстонскую глубинку было всего лишь вопросом времени.

Правительство же, по словам парламентария, оказалось совершенно не готово к такой ситуации и ранее не сделало ничего для создания действительно эффективной системы обороны.  

Бывший командующий Силами обороны Эстонии, видимо, знает, о чем говорит. Но как же так? Ведь на протяжении практически всего предыдущего десятилетия Таллин тратил огромные деньги на приобретение, вроде бы, самых продвинутых образцов вооружений. Например, в 2022 году заключил с Польшей контракт на поставку переносных зенитно-ракетных комплексов Piorun, а у Израиля закупил противотанковые ракетные комплексы Spike-SR. В 2024-м эстонцы договорились с Южной Кореей о пополнении уже имеющегося у них парка самоходных гаубиц K9, а с финнами – о получении морских мин и противокорабельных ракет Blue Spear. Тогда же Франция подрядилась поставить в Эстонию дюжину своих колесных САУ Caesar, а Пентагон объявил о подписании контрактов на продажу усовершенствованных легких прицельно-пусковых установок LWCLU для уже поставленных ранее эстонцам ПТРК «Джавелин». Наконец, в апреле этого года на авиабазу Эмари были доставлены шесть установок реактивных систем залпового огня HIMARS, что стало одной из крупнейших закупок вооружений в истории Эстонии.

Однако проблема в том, что практически все из вышеперечисленного относится не к оборонительным, а к наступательным системам. Даже формально оборонное предназначение комплексов Blue Spear вполне позволяет использовать заложенный в них атакующий потенциал. В свое время американский журнал «Forbes» без малейшего стеснения признавал, что финские противокорабельные ракеты станут «источником серьезных проблем» для России в Балтийском море. Ведь заявленная дальность их полета – 290 км, чего с лихвой хватит, допустим, для поражения портового комплекса Санкт-Петербурга. Не говоря уже о возможности обстрела судов, осуществляющих транзит в Калининград.

Или взять французские 155-мм «Цезари», которые эстонскому бюджету, по оценкам экспертов, обошлись почти в 130 миллионов долларов США. Вообще-то, они способны посылать снаряды на расстояние до 40 км. Корейские К9 по своим ТТХ уступают французским, но лишь немного, а их Эстония намерена купить 36, доведя общую численность собственного парка САУ до более чем полусотни единиц. Такое количество дальнобойных орудий для обороны, прямо скажем, невеликой страны, представляется откровенно избыточным.

Обращает на себя внимание и номенклатура боеприпасов, которые эстонцы просят к закупленным «хаймарсам»: среди них значатся тактические ракеты ATACMS с дальностью стрельбы до 300 км. А в будущем их планируют заменить высокоточными ударными PSR, которые могут поражать цели на расстоянии до 500 км.

Исключением из этого ряда можно считать разве что польские ЗРК ближнего действия - которые никак не помогли эстонцам в случае с проникшим в их воздушное пространство украинским дроном.  

Невольно возникает вопрос: Эстония и в самом деле намерена только защищаться или, все же, готовится нападать?

В любом случае минобороны прибалтийской страны уже освоило колоссальные по тамошним меркам деньги. Только «на укрепление потенциала системы ПВО» (то есть, за оказавшиеся совершенно бесполезными «перуны») выложили 103 миллиона евро. И якобы для противостояния мифической «российской агрессии» Эстония будет тратить на оружие еще больше: правительство республики уже приняло решение увеличить в последующие годы расходы на «оборону» с нынешних 3,4% валового внутреннего продукта до 5,5% ВВП. А значит, на очереди новые многомиллионные контракты с западными производителями оружия.

Где переживающее глубокий экономический кризис государство с дефицитным бюджетом намерено изыскивать деньги?

Как признался премьер-министр Кристен Михал, для восполнения текущих нужд необходимо будет взять кредит в размере 3,6 миллиардов евро.

А это означает, что эстонским налогоплательщикам долгие годы придется отдавать долги за импортированную боевую технику.

Кстати, по данным соцопросов, уже сегодня 39% жителей Эстонии экономят на еде. Чтобы выбраться из все глубже засасывающей милитаристской воронки с перспективой окончательного краха экономики и тотального обнищания населения, руководству страны стоило бы вернуться к нормальным, взаимоуважительным отношениям с главным соседом – Россией, восстановив оборванные экономические связи. Однако стоит признать, что пока в Таллине правят ставленники глобалистов, надежды на столь разумный шаг нет практически никакой.

Читайте также
1 сентября
Литве необходимо более ста миллионов евро для «укрепления безопасности» границы с Россией.
2 сентября
В Латвии начались масштабные учения Namejs 2025, организованные Национальными вооружёнными силами.
2 сентября
К концу недели военные Литвы планируют завершить укрепление подъездных путей к пограничным пунктам пропуска на границе с Россией и Беларусью.
3 сентября
Премьер-министр Эстонии и лидер Партии реформ Кристен Михал заявил, что учителя, спасатели и полицейские имеют наибольшие шансы на повышение зарплат.