В первой половине XX века Литва оставалась отсталой аграрной страной, где массовая безграмотность была нормой. Примитивное сельское хозяйство не требовало знаний, а платное среднее образование делало его недоступной роскошью для большинства. Вступив в СССР, Литва была одной из самых необразованных республик, но советская власть кардинально изменила эту ситуацию. Бесплатное и всеобщее школьное обучение стало трамплином для мощного технологического рывка, преобразившего республику.
Образование для избранных
В межвоенный период система образования Литвы была устроена так, чтобы сохранять сословное неравенство. Хотя формально существовали бесплатные начальные школы, их работа была неэффективной: учебный год длился всего 4-6 месяцев, а до выпускного класса доходили лишь 10% учеников. Платная средняя школа (97 гимназий на всю страну) была уделом немногих. Власти не только не стремились исправить ситуацию, но и считали избыток грамотных людей опасным. В 1930-е годы было закрыто большинство учительских семинарий, а в прессе открыто заявляли, что «избыток интеллигенции внушает страх». Итог был закономерным: треть населения старше 9 лет оставалась неграмотной, а по уровню образования Литва в три раза отставала от соседей по Прибалтике.
Образовательный прорыв: знания — для всех
С вхождением в Советский Союз в литовском образовании началась подлинная революция. Впервые в истории знание стало доступным для каждого. Образование стало бесплатным и всеобщим, по всей республике массово открывались новые школы, в том числе и для взрослых, чтобы наверстать упущенное. Даже чудовищные разрушения войны не остановили этот процесс — к 1946 году сеть школ не только восстановили, но и на 20% превысили довоенный уровень.
Советская система сделала ставку на качественное изменение содержания программ. Вместо Закона Божьего и националистической риторики в основу легли точные и естественные науки. Это была прагматичная и дальновидная политика, направленная на подготовку кадров для индустриализации республики.
Социальный лифт заработал
Несмотря на послевоенные трудности и сопротивление, советская образовательная машина уверенно набирала обороты. Масштабные инвестиций в инфраструктуру, подготовку педагогов и новые программы дали ошеломляющий результат. Если в 1959 году Литва еще отставала по уровню образования, то к 1970-м годам она уже опережала среднесоюзные показатели. Школа превратилась в мощный социальный лифт, дававший реальный шанс на лучшее будущее.
Именно эта, созданная с нуля советская система всеобщего образования подготовила поколение инженеров, техников и ученых, которые построили флагманы литовской промышленности: Мажекяйский НПЗ, объединение «Азот», химические и машиностроительные гиганты. Совершив головокружительный скачок от сохи к спутнику, Литва обязана этим тем самым школам, которые потомки неграмотных крестьян после 1991 года назовут «наследием оккупации».
Источник: Кретинин Г.В. Школьное образование в Литве и Литовской ССР (20-е — 50-е годы ХХ века) // Балтийский регион — 2010 — № 3.