Контекст

«Медсестра-палач»: в 1946 г. советские чекисты в Череповце поймали нацистку Елены Гунь

В 1946 году в Череповце чекисты задержали репатриантку Елену Гунь — женщину, чья биография оказалась кровавым клубком предательства и убийств. Прибывшая из Германии под видом «остарбайтера», она выделялась роскошными нарядами, которые продавала, вызывая зависть и подозрения. Но настоящий ужас раскрылся, когда в пьяном откровении Гунь призналась: в годы войны она мстила за раскулаченных родителей, умерщвляя советских военнопленных.

Дочь немецких колонистов из Одесской области, Елена после ареста родителей в 1937 году сохранила лютую ненависть к советской власти. Войну она встретила с восторгом: приход немцев в Одессу стал для нее «освобождением». Нацисты, узнав о ее судьбе, взяли ее в госпиталь, где она «добросовестно» служила оккупантам. Позже, в Дюссельдорфе, Гунь участвовала в чудовищных экспериментах — вместе с врачом Плетенбергом она травила пленных неизвестным ядом. Жертвы умирали в муках, их тела вскрывали, изучая действие препарата.

Елена Гунь: «Умерщвление русских больных и раненых немецкие врачи начали производить в 1944 г., когда наш госпиталь дислоцировался в г. Дюссельдорфе, через каждые три-четыре дня недосчитывалось в отделении одного больного, трупы отвозили, но куда, я не знаю. Умерщвление производилось ядом, но названия его я не знаю. О систематических фактах умерщвления русских я знала со слов лиц, находящихся в данном отделении, т.к. больные красноармейцы с большим ужасом мне говорили: “Мы все здесь погибнем” – и ежедневно ждали смерти».

На допросах она пыталась отрицать участие в массовых убийствах: «Из предъявляемого мне обвинения виновной себя признаю в том, что я изменила Родине, в течение четырех лет находилась на службе в немецком военном госпитале <…>, где добросовестно выполняла возложенную на меня работу в пользу немецких властей <…>. Одного раненого красноармейца я лично умертвила <…> путем произведенного мною укола в правую ногу, в бедро. Последний через 20 минут умер».

Военный трибунал приговорил ее к расстрелу. Никакие жалобы не помогли — в октябре 1946 года приговор привели в исполнение. Так закончился путь «медсестры-палача», выбравшей месть и ставшей соучастницей нацистских зверств.  

Источник: Цифровая выставка «Вологодская область. Без срока давности: факты и документы» // Госархив и УФСБ Вологодской области

Читайте также
20 мая
Предстоящее 23 мая открытие в Риге памятника «основоположнику баскетбольных традиций Латвии» Вальдемару Бауманису номинально является культурным событием, однако, как это сплошь и рядом происходит в сегодняшних странах Балтии, имеет четкий политический подтекст. Это становится понятно, стоит лишь внимательно изучить биографию героя дня.
20 мая
Вячеслав Вечер впервые принял участие в карательной операции зимой 1942-1943 гг., в ходе которой состоялся массовый расстрел жителей деревень Бычково и Починок Поддорского района на льду реки.
21 мая
23 сентября 1988 г. в дом к пожилому мужчине вошли люди в штатском. Старший из них, глядя хозяину в глаза, произнес: «Привет вам от смоленской земли!» Эти слова подействовали как удар тока — мужчина завыл, рухнул на пол, начал биться в истерике.
22 мая
Если ад когда-либо существовал на земле, то он находился за колючей проволокой нацистских концлагерей на территории оккупированной Прибалтики. Здесь, под надзором эсэсовцев и их местных пособников, творились зверства, которые сегодня трудно осознать.