Контекст

Витаутас Жалакявичюс – гений советского кино

Литовский режиссер, сценарист. Народный артист РСФСР (1980 г.), народный артист Литовской ССР (1981 г.). Лауреат Государственной премии Литовской ССР (1984 г.).

Родился 14 апреля 1930 г. в Каунасе. В 1948—1950 гг. учился в Каунасском университете. В 1956 г. окончил режиссёрский факультет ВГИКа (мастерская М.Э. Чиаурели). В качестве дипломной работы поставил короткометражный фильм «Утопленник» (1957 г., по новелле П. Цвирки). Уже в этой ленте проявился интерес Жалакявичюса к историческому прошлому Литвы, к родной литературе, традициям национального мировосприятия. Хотя в дальнейшем сам Жалакявичюс не экранизировал произведения литовской литературы, он написал множество сценариев для других постановщиков: «Чувства» (1968 г., по роману «Чертов кряж» Э. Лива) А. Грикявичюса и А. Даусы, «Да будет жизнь!» (1970 г.) А. Грикявичюса, «Чертово семя» (1980 г., по новеллам П. Цвирки) А. Пуйпы, «Факт» (1981 г.) А. Грикявичюса, телесериал «Марюс» (1990 г., по мотивам романа «Сенокос» К. Альменаса) Й. Пакулиса при участии М. Гедриса. Эти фильмы, как и собственные ленты Жалакявичюса — «Адам хочет быть человеком» (1959 г.), новелла «Живые герои» в одноименном фильме 1960 года, «Хроника одного дня» (1963 г.) и «Воскресный день в аду» (1988 г., при участии А. Грикявичюса и А. Квирикашвили) — отражают волновавшую этого художника проблему самоидентификации как всего литовского народа, так и его отдельных представителей, особенно в моменты исторических испытаний.

Но режиссёр не довольствовался пределами Литвы. Он снимал картины о политических метаморфозах в Латинской Америке («Это сладкое слово — свобода!», 1973 г., главный приз Московского кинофестиваля; «Кентавры», 1979 г.), экранизировал произведения мировой литературы, в которых анализ человеческих страстей сочетается со вскрытием подоплек поведения людей в сугубо частной жизни или в их общественно-политической ипостаси («Авария», 1974 г., по Ф. Дюрренмату; «Рассказ неизвестного человека», 1981 г., по А.П. Чехову; «Повесть непогашенной луны», 1990 г., сценарий по повести Б.А. Пильняка, постановка Е.В. Цымбала; «Зверь, выходящий из моря», 1992 г., по повести «Наводнение» Е.И. Замятина). Порой, чувствуя собственную нереализованность, Жалакявичюс был склонен к самоиронии («Извините, пожалуйста», 1983 г.) или к более драматическому восприятию незадавшейся жизни (сценарий фильма «Исповедь его жены» А. Грикявичюса, 1984 г.).

Будучи с 1961 г. по 1975 г. и все 80-е художественным руководителем Литовской киностудии, он много сделал для становления национальной киношколы. В 1974-1980 гг. Жалакявичюс жил в Москве, работал на «Мосфильме», преподавал на Высших сценарных курсах.

В истории кинематографа Жалакявичюс останется как создатель лучшего литовского фильма: «Никто не хотел умирать» (1966 г., Государственная премия СССР за 1967 г.). Этот фильм принес всесоюзную известность целому ряду литовских актёров — Донатасу Банионису, Регимантасу Адомайтису, Юозасу Будрайтису, Лаймонасу Норейке, оператору Йонасу Грицюсу.

Витаутас Жалакявичюс в разговоре с журналистом В. Познером как-то сказал: «Знаешь, по мере того как я в поезде приближаюсь к Москве, я чувствую, что все более становлюсь литовским националистом, а по мере того как, возвращаясь, подъезжаю к Вильнюсу, — предателем литовского народа». Он говорил это в связи с фильмом «Никто не хотел умирать», блистательным фильмом, который с чисто витаутасской парадоксальностью вскрыл трагическую правду послевоенной Литвы, страны, расколотой на два лагеря, один из которых принял советскую власть, а другой — лесные братья — отверг. Никто не хотел умирать, никто не был ни прав, ни виноват, точнее, каждый был прав, и каждый был виноват. И фильм не устроил никого — ни тех, ни этих.


Источник: Кино-Театр.ru; Познер Online