«А вас ждал каждый день»: в 1963 г. КГБ поймал полицая Козловича. Он был директором крупного предприятия
Чекистов не остановило ни время, ни расстояние. Они находили изменников Родины, бежавших в страхе возмездия подальше от мест жутких преступлений. Полковник в отставке Управления Комитета государственной безопасности по Гомельской области: Василий Колосов рассказал, как долгие десятилетия после окончания Великой Отечественной искали предателей.
«Заместитель начальника Копцевичской полиции Петриковского района (Гомельская область — прим. ред) Иван Козлович был из семьи железнодорожников. Когда началась война, отец и два брата пошли служить в полицию. Старший стал ее начальником, младший – заместителем, отец – бургомистром. Местечко маленькое. Все друг друга знали. Волосы дыбом вставали, как они там бесчинствовали. Предатели сожгли всех жителей деревни Михедовичи. Казнили еврейское население, на куски рубили цыган и складывали в бочки части их тел, забивали до смерти детей на глазах матерей.
Замначальника полиции отступал с немцами, потом оказался в лагере для интернированных советских граждан. Оттуда бежал в Литву, где за мелкую кражу получил небольшой срок, благодаря чему легализовался и получил документы. Окончил техникум, вуз, перебрался в Ленинград, женился, родился ребенок.
В шестидесятых годах он ехал в поезде Сочи – Ленинград. Вышел из вагона на гомельском вокзале, чтобы купить что-то на рынке. Одетого в спортивный костюм бывшего карателя почти двадцать лет спустя опознала женщина и сообщила в Комитет госбезопасности. Стало понятно, что он жив, и вместе с братом их объявили во всесоюзный розыск.
Оперативники объезжали все станции. В Северной столице следователь изучал картотеку в адресном бюро и паспортном столе и наткнулся на некого Ивана Козловского. Совпадали имя, отчество, возраст, место рождения, национальность. Сходства были и по фотографии. Бывший каратель работал руководителем предприятия энергетической сферы, в его подчинении было более 3000 человек.
Из Гомеля в Ленинград привезли свидетелей, которые опознали на улице замначальника Копцевичской полиции. Когда чекисты вошли в кабинет, он побледнел и сказал: «А я ждал, каждый день ждал». Судили преступника в 1963 году в Гомеле. За содеянное он получил максимальный на тот момент срок наказания – 20 лет лагерей.
А вот подручного Буглая Лапицкого, исполнителя многих смертных приговоров «Белой команды», сотрудники нашего управления обнаружили в 1974 году в Сибири.
Нелюдь работал помощником ветеринарного врача, обзавелся семьей. Однако спустя 30 лет после войны решил написать письмо родственникам предыдущей жены, чтобы узнать о ее судьбе и дочери. Уголовное дело чекисты довели до конца. Военный трибунал приговорил предателя к высшей мере наказания».
Источник: Гремешкевич Т. Из архива КГБ. Через 20 лет после войны начальника полиции, скрывавшегося в Санкт-Петербурге, на вокзале в Гомеле опознала женщина. Чекисты искали его по всему Союзу // Правда Гомель