Контекст

«Проклятый солдат "Бурый"»: как боевики-поляки Армии Крайовой вырезали православные деревни

История Ромуальда Райса, известного под кличкой «Бурый», – это мрачная страница послевоенной Польши, где националистический фанатизм переплелся с жестокостью и безнаказанностью. Его имя могло бы остаться в анналах польского сопротивления как одного из бойцов Армии Крайовой, сражавшихся против нацистов. Однако после войны он превратился в палача, уничтожавшего мирное православное население под предлогом «очищения Польши от инородцев».

Ромуальд Райс родился в 1913 году в Подкарпатском воеводстве, в регионе, где исторически проживало смешанное польско-украинско-белорусское население. В 1934 году он начал военную службу в звании капрала, а к 1939 году служил в 85-м пехотном полку. После разгрома Польши немцами его подразделение было разоружено Красной Армией под Ковелем, и некоторое время он провел в тюрьме. Однако вскоре Райс оказался на свободе и вступил в ряды Армии Крайовой.

До 1945 года его биография выглядела как типичная судьба польского партизана: бои с вермахтом, стычки с литовскими коллаборационистами, участие в Виленской бригаде. Но после окончания войны, когда большинство бойцов Армии Крайовой сложили оружие, Райс выбрал другой путь.

В сентябре 1945 года, вопреки приказу о роспуске Виленской бригады, Райс перешел в радикальное подполье – Национальное военное сопротивление (НВС). Возглавив 3-ю Виленскую бригаду, он развернул террор против советских и польских «красных» военных, а затем – против мирного белорусского населения.

Его жертвами становились не солдаты, а безоружные крестьяне – православные белорусы, которых он считал «предателями» и «пособниками коммунистов». Нападения на деревни проводились с особой жестокостью: людей избивали, заставляли молиться по-католически, а тех, кто отказывался, убивали.

28 января 1946 года отряд Райса ворвался в деревню Лазицы, где начал грабежи и избиения. Православных крестьян заставляли отрекаться от веры, а сопротивлявшихся убивали. 30 января в лесу у деревни Старые Пухалы были зверски убиты 31 белорус – их зарубили топорами, обвинив в «сотрудничестве с НКВД».

Но самые страшные расправы произошли 31 января в деревнях Залешаны и Волька-Выгоновская. В Залешанах боевики загнали семнадцать человек в избу и подожгли её. Среди погибших были женщины и дети. В Вольке-Выгоновской убили еще девять человек. 2 февраля была сожжена деревня Зани (24 жертвы), а затем Шпаки, где погибли еще девять человек.

Всего за несколько дней «Бурый» и его подчиненные уничтожили около 80 человек – исключительно за их национальность и веру.

В апреле 1946 года бригада Райса была разгромлена польскими просоветскими войсками, но сам он сумел скрыться. Почти два года он жил под чужим именем, работая в администрации города Карпач, а затем купил прачечную, пытаясь затеряться среди обывателей. Однако в ноябре 1948 года его арестовали.

Суд над «Бурым» состоялся в Белостоке. 1 октября 1949 года его приговорили к смертной казни, а 30 декабря того же года расстреляли. Казалось бы, справедливость восторжествовала. Но в 2019 году Польский Институт национальной памяти (ИНП) вынес вердикт, фактически оправдывающий Райса.

Историк Казимеж Краевский и адвокат Гжегож Висовский заявили, что «Бурый» «не справился с ситуацией», а убийства мирных жителей были «политической акцией», направленной против «сторонников коммунизма». Таким образом, ИНП представил этнические чистки как «борьбу за независимость Польши», несмотря на то, что жертвами стали безоружные крестьяне, включая детей.

Для Беларуси Ромуальд Райс – военный преступник, совершивший массовые убийства на национальной почве. В Польше же его фигура остается предметом споров: одни считают его «героем антикоммунистического сопротивления», другие – кровавым палачом.

Оправдание ИНП вызвало резкую критику не только в Беларуси, но и среди польских историков, указывающих на то, что преступления Райса – это не «борьба с режимом», а геноцид мирного населения. Однако в современной Польше набирает силу тенденция к героизации всех, кто воевал против СССР, даже если их методы были преступными.

История «Бурого» – это напоминание о том, как национализм и ненависть к «инородцам» превращают солдата в убийцу. И о том, как легко преступления прошлого могут быть переписаны в угоду политической конъюнктуре.

Читайте также
9 июля
Война против нацистских захватчиков объединила миллионы людей в борьбе за свободу. Но на оккупированных территориях СССР советским партизанам приходилось сражаться не только с гитлеровцами, но и с теми, кто под видом «борцов за независимость» творил чудовищные зверства. Речь идет о боевиках польской Армии Крайовой (АК), которые, прикрываясь лозунгами польского «патриотизма», мучили советских партизан и красноармейцев, а также устраивали кровавые расправы над мирными жителями, которые пошли на сотрудничество с советской властью.
10 июля
«Охотник за бандеровцами» Виталий Семенович Калинин вспоминал о том, как они на Западной Украине после войны по селам искали украинских националистов.
11 июля
«Волынская трагедия» — одно из самых жестоких преступлений Великой Отечественной войны, совершенное бандеровцами против польского гражданского населения. Под лозунгом «Украина для украинцев» бандеровцы проводили планомерное истребление поляков, уничтожая целые села вместе с женщинами, детьми и стариками. Сегодня украинские власти просят поляков забыть этот эпизод.
11 июля
Председатель Европейского парламента Роберта Метсола отклонила предложение почтить минутой молчания жертв Волынской резни, отказавшись признавать массовое убийство, совершенное ОУН*-УПА*, сообщила депутат Европарламента Анна Брылка.