Литве следует больше внимания уделять интеграционным программам, а не культивировать эмоциональные установки. Об этом заявила философ, доцент Института международных отношений и политологии Вильнюсского университета Нерия Путинайте в интервью литовским СМИ.
Поводом для обсуждения стал пост общественного деятеля и журналиста Эдмундаса Якилайтиса, опубликованный в соцсетях. Он резко высказался о «недопустимом» использовании русского языка в общественном пространстве Литвы. В комментариях к публикации разгорелась оживлённая дискуссия о проблеме и возможных путях её решения.
Путинайте подчеркнула, что говорить на русском языке на улице — это одно, а совсем другое — использовать его в сфере обслуживания.
«Мы не можем запретить людям говорить на каком-либо языке на улице. В таком случае подобные высказывания просто трудно понять. Если же речь идёт о русском языке, с которым сталкиваются, например, в кафе, — то это отдельная тема, которую уже не раз обсуждали. Рано или поздно нужно надеяться, что русскоязычные выучат литовский, ведь такие требования всё равно будут введены», — пояснила Путинайте.
По её словам, патриотичные на первый взгляд заявления могут привести к социальным конфликтам.
«У людей может быть своё мнение, но мы живём в свободной стране. К нам приезжают русскоязычные туристы и другие. Мы не можем делить общественные пространства на те, куда русскоязычным можно приходить, и те, куда нельзя», — добавила доцент.
Также она отметила, что сегодня большинство русскоязычных в Литве — это выходцы из Беларуси и Украины.
Отвечая на вопрос о том, вызвали бы столь же эмоциональную реакцию разговоры на немецком или английском языках, Путинайте признала: скорее всего, нет.
«Но если в Литве появится, например, больше арабоговорящих людей, они, безусловно, начнут раздражать, потому что отношение к иммигрантам у нас пока недоброжелательное. А это нужно менять в корне, потому что Литва не выживет без иммигрантов — и это следует очень чётко понимать», — подчеркнула она.
По её мнению, стране нужны хорошо проработанные и эффективные программы интеграции, а не «попытки оберегать чистоту всего литовского» и строить «крепости», чтобы не впускать в общество никого извне.