Завершение строительства железной дороги Rail Baltica к 2030 году — это серьёзный вызов. Об этом заявил председатель наблюдательного совета совместного предприятия балтийских стран RB Rail, координирующего проект, Арениюс Яцкус.
«Это очень, очень серьёзный вызов. Мы все можем подсчитать, сколько лет уйдёт на проектирование, сколько займёт строительство и всё остальное — электрификация, внедрение системы управления движением. Если бы я сказал, что действительно гарантирую, что это произойдёт (к 2030 году), это было бы крайне несерьёзно», — подчеркнул Яцкус.
По его словам, только Литве необходимо найти 4 миллиарда евро на реализацию проекта. Из них 3,5 миллиарда евро предполагается получить из бюджета Евросоюза.
«В протоколе правительственного комитета по проекту Rail Baltica зафиксировано, что необходимо приложить все усилия, чтобы эти средства были предусмотрены и выделены в рамках бюджета ЕС на период 2028–2034 годов», — добавил он.
Яцкус отметил, что, несмотря на сложную ситуацию с финансированием, существует «очень сильное стремление» завершить проект в срок, чтобы к 2030 году люди могли путешествовать из Варшавы в Таллин.
Он напомнил, что уже к 2028 году Литва и Польша должны быть соединены европейской железнодорожной линией от Каунаса до границы с Польшей. Этот участок был оборудован ещё десять лет назад. После внедрения системы управления движением поезда смогут развивать скорость до 120 км/ч.
«Когда инфраструктура позволит, это станет гораздо удобнее: жители Каунаса смогут напрямую добраться до Варшавы. Мы рассчитываем, что к 2028 году сообщение с Варшавой значительно улучшится благодаря первой линии Rail Baltica», — сказал он.
Завершение строительства второй европейской линии на этом участке запланировано на 2030 год.
Кроме того, Яцкус предупредил, что между периодами финансирования со стороны Евросоюза может возникнуть «техническая финансовая пауза», поэтому рассматриваются альтернативные источники — в том числе заимствования у международных финансовых организаций.
Ранее сообщалось, что Еврокомиссия выделит 295,5 миллиона евро на продолжение строительства железнодорожного проекта Rail Baltic в странах Балтии.