Persona Grata Persona Grata

Рукописи не горят

С Замком света заранее, еще задолго до начала строительства, объявленным новым национальным символом, происходят злоключения, которые действительно делают его фотографически точным портретом современного Латвийского государства.

Скандалы вокруг нового вместилища культурных ценностей на протяжении всех последних лет – словно указания на болевые точки латвийского общества: межэтническое напряжение, коррупцию, провинциальность и даже отсутствие контроля над качеством строительства. Латвия воздвигла настоящий памятник – себе, такой, какая она есть сегодня.

 
Цепочка людей, передававших книги из старого здания Национальной библиотеки на ул. Элизабетес в Замок света, угнездившегося у въезда на Каменный мост с левого берега Даугавы, была изначально призвана стать Символом с большой буквы. Заложенные «символические» ассоциации-сравнения – весьма прямолинейны.
Ясна ассоциация с акцией «Балтийский путь» -- той самой, когда эстонцы, латвийцы и литовцы, взявшись за руки, продемонстрировали всему миру то редкое в единстве душевного подъема, искреннее, рвущиеся наружу желание самим определять свою судьбу. Попытка цитировать недавнюю историю, обнаруживая в ней источник вдохновения, – сама по себе прекрасна. И типична для любой пропаганды одновременно. Но сложно искусственно, упаковав книги в пластиковые пакеты, высечь на морозе из народа искру, надеясь, что разгорится пламя патриотизма. Впрочем, кто-то загорелся – и чувствовал себя счастливым, глотая заслуженный чай на морозе. Но кто-то – несомненно! -- злорадствовал, сидя в теплой квартире.

Да и в отношении к Замку света так явно проявляется несогласие между двумя частями латвийского общества – латышами и русскими. То, что для одних – предмет гордости, национальный символ, для других – архитектурное недоразумение, вытянувшее из госбюджета невероятные суммы, исчисляемые десятками миллионов, повод посмеяться над ошибками молодой государственности Латвии, да еще и указать на опыт строительства Национальной библиотеки батьки Лукашенко.

Нехорошо, наверное, вспоминать об этом, когда Рига только-только обрела титул Европейской культурной столицы, не стоит перед гостями выносить из избы сор, накопившийся за двадцать лет. Нехорошо. Но что сделаешь с тем, что не подмели? Причем, не только в новом здании Национальной библиотеки.
Как объяснить замерзшим друзьям книг, что за день до акции в новом здании было обнаружено восемь недочетов с точки зрения противопожарной безопасности и принято решение людей выше первого этажа не пускать?
Понятно, что после чудовищной трагедии в Золитуде пожарные дуют на воду. Людей вот теперь жалеют, а рукописи, видимо, не горят. Но и тут осечка: эксперт Сергей Мейеровицс уже заявил, что классик был не прав – лучше во избежание эксцессов из Замка света вынести только-только вручную доставленные туда книги. И прибавил: в нарушении правил безопасности повинен никто иной, как практически бывший уже министр экономики Даниэль Павлютс.

Может, и виноват: только вот мелко это, господа, склонять национальный символ ради достижения весьма невеликих политических целей. Как-то градус запланированного пафоса сразу падает, есть в этом и какое-то неуважение к искреннему порыву людей, на холоде передававших друг другу книги.


Вероятно, по замыслу авторов акции, цепочка друзей книг должна была стать символом крепости культурного, интеллектуального, морального фундамента Латвийского государства -- основы для строительства благополучного светлого будущего. Строительства счастливого будущего внутри НАТО, ЕС – и наконец-то с 1 января – еврозоны. Переезд книг в Замок света и призван был символизировать этот окончательный переход в новое качество -- осознания силы и конкурентоспособности государства, ощущения своей не столько независимости даже, сколько глобальной ценности, уверенности, самости в условиях существования в большом мире.

Но есть ли у латвийского общества сегодня это ощущение?

За годы долгостроя Замка света страна не заметила, что современная библиотека в эпоху, когда «гугл знает все» – это не просто хранилище бумажных книг, это что-то большее в своей виртуальности и безжалостном торжестве технического прогресса. И когда национальный символ презентуется обществу лишь как хранилище книг – в этом все-таки есть фиксация непонимания каких-то изменений, происходящих в большом мире. А значит, и своего места в этом мире, где рукописи не горят еще и потому, что оцифровываются. 


Оригинальная статья: freecity.lv.