Проектор

Молдова «полыхнет» вслед за Беларусью и Кавказом?

Массовые акции протеста в Беларуси и возобновление армяно-азербайджанской войны — эти события мы запомним надолго. Но есть основания полагать, что 2020-й год готовит нам еще один неприятный сюрприз. Всего через несколько недель «полыхнуть» может Молдова, где прозападная оппозиция уже готовится оспаривать переизбрание действующего главы Игоря Додона.

Итак, президентские выборы в Молдове пройдут 1 ноября. На победу претендуют два основных кандидата с полярно противоположными политическими взглядами. Додон — лидер партии социалистов, поддерживает хорошие отношения с Путиным, восхищается белорусской моделью и тяготеет к евразийской, а не европейской интеграции. Его соперник — бывший премьер-министр Майя Санду, кандидат от партии «Действие и солидарность». Это такой себе Яценюк в юбке — молодая, амбициозная, прозападная до мозга костей. В американское посольство ходит, как на работу.

Соцопросы показывают, что у Додона есть солидное преимущество. В первом туре он набирает без малого 31%, а за Санду готовы проголосовать 19,3%. В очном противостоянии разрыв сокращается, но незначительно. Додон — 54,2%, Санду — 45,8%. 

Это, конечно, не значит, что у действующего президента победа в кармане. Как показывает пример Польши, предвыборные расклады за месяц могут сильно поменяться. И не будем забывать, что более 17% от общего числа избирателей еще не определились. Но пока что переизбрание Додона можно назвать базовым сценарием. При этом оппозиция признавать его победу не собирается. Санду публично обвиняет Додона в подготовке грандиозных фальсификаций. 

Он якобы собирается улучшить свой результат за счет голосов приднестровцев и молдаван, которые будут голосовать на участках в Российской Федерации.

«Думаю, что господину Додону даже не напоминают, а вполне прозрачно намекают на белорусский сценарий, особенно когда высокопоставленные представители PAS выступают с ленточками цветов белорусского протеста вокруг кисти. Оппозиция в Молдове действует по известному сценарию: мы можем только победить, а любой другой результат будет означать, что выборы сфальсифицированы, а значит, нужно выводить людей на улицы и отстаивать "выбор народа"», — отмечает бывший министр иностранных дел Приднестровья Владимир Ястребчак.

О том, что в Молдове вот-вот начнется, предупреждают и на Западе. Вот, пожалуйста — свежая статья польского правоконсервативного издания wPolityce: «Майя Санду уже призвала к повторению в Молдавии белорусского сценария, указывая на то, что Додон, по ее мнению, отнюдь не случайно поздравил Лукашенко с "избранием" одним из первых. 

Иными словами, на горизонте маячит новый "майдан", новая "цветная революция", которая может начаться в стране, находящейся неподалеку от Польши и имеющей ключевое значение для ее стратегического союзника — Румынии».

Главный вопрос давайте сформулируем так: насколько уместны аналогии с Беларусью? Если присмотреться, то не очень. В Молдове сложилась иная политическая модель. Там есть конкуренция между прозападными и пророссийскими силами. Причем долгое время у руля находились те, кто вели страну по пути евроинтеграции.

Молдова — не Беларусь, где все рычаги управления находятся в руках одного человека. Додон — не Лукашенко, который переизбрался на шестой срок. 

«Есть подозрение, что оппозиция может готовиться к протестам. Тем более, что руководители оппозиционных политформирований не скрывают своей готовности к таким акциям. С другой стороны, эти угрозы сильно преувеличены, а реальных возможностей, чтобы вывести на улицы Кишинева тысячи людей, у оппозиции нет», — утверждает политический аналитик Сергей Манастырлы.

Но, как показывает практика, недовольство населения всегда можно подогреть. Я хорошо помню, что накануне Евромайдана украинская социология фиксировала довольно низкий уровень готовности людей выходить на митинги, свергать власть и всё такое. 

Ситуация резко изменилась в ночь с 30 ноября на 1 декабря 2013 года. Всего одна провокация — и готово!

«Опыт показал, что подобную революцию можно организовать даже без ярких оппозиционных лидеров, как это случилось в Молдове 7 апреля 2009 года. Причем вероятность подобного сценария выше в случае победы кандидата левого толка, так как "майданными" технологиями лучше пользуются прозападные силы», — политолог Корнел Чуря.

«Майя Санду опасается проигрыша, она понимает, каким фатальным будет итог для нее и ее партии в этом случае. Это конец политической карьеры. Потому она готовит нас к тому, что выборы будут сфальсифицированы и давайте "майдан". Мы это уже проходили в 2009 году», — глава представительства ТАСС в Молдове Валерий Демидецкий.

Массированная поддержка Запада Майе Санду гарантирована, а это уже серьезный аргумент в пользу «майдана». Поэтому спокойно переизбраться Додону не дадут. Ждем попыток «поджечь» Молдову.

Читайте также
25 сентября 2020
Несколько неправительственных организаций (НПО) Молдовы за четыре года получили десятки миллионов евро для того, чтобы дестабилизировать ситуацию в республике. Об этом заявил молдавский лидер Игорь Додон.
5 сентября 2020
Бюро по реинтеграции Молдовы сообщило о том, что 1 сентября в восьми школах с румынским языком обучения на территории Приднестровской Молдавской Республики (ПМР) начался новый учебный год. Румынские школы Приднестровья — пример того, что стороны переговоров могут достигать результата. Тогда что мешает им окончательно урегулировать конфликт, который тянется с 1990 года?
17 ноября 2019
В Молдове распалась коалиция проевропейских и пророссийских движений, и всю полноту власти в своих руках сосредоточил тяготеющий к Москве Игорь Додон.
24 сентября 2020
Русский язык в Молдове имеет статус языка межнационального общения. Об этом во время выступления на 75-й сессии Генеральной ассамблеи ООН заявил глава государства Игорь Додон.