×
Экономика Экономика

Почему Эстония обрывает транспортные связи с Россией?

Источник изображения: www.kuhnivfoto.ru

Сегодня окончательно прекращается пассажирское железнодорожное сообщение Эстонии с Россией. Эстонская транспортная компания Go Rail объяснила это своё действие «общественно-политической обстановкой». Сколько экономики в подобном решении, а сколько — политики? Об этом порталу RuBaltic.Ru рассказал профессор кафедры европейских исследований факультета международных отношений Санкт-Петербургского государственного университета Николай МЕЖЕВИЧ:

- Николай Маратович, Эстония прекратила пассажирское железнодорожное сообщение с Россией, 18 мая пройдет последний поезд из Москвы в Таллин. Как Вы оцениваете это событие?

- Мне кажется, что как раз это событие в экономической жизни Эстонии не заслуживает серьезного внимания. Если рассматривать это событие с позиции бизнеса, то произошло то, что должно было произойти очень давно. Дело в том, что по сугубо объективным причинам, не зависящим ни от Эстонии, ни от России, железнодорожный транспорт дорожает, а автомобильный дешевеет. Поэтому в конкуренции между железнодорожным транспортом и автомобильным в регионе, условно говоря, от Лиссабона до Урала, железная дорога всегда проигрывает. Частный случай — как раз то, что мы наблюдаем на российско-эстонской границе.

- Как Вы считаете, кроме экономических проблем, имеет ли здесь место политика?

- Действительно, есть здесь место и политике. Возникает вопрос, когда представители GoRail говорят, что пассажиропоток уменьшился, только ли дело в том, что пассажиры пересели на автобус? Думаю, нет. Люди просто перестали ездить друг к другу. 

В условиях, когда Эстония собирает у себя политических мигрантов, фактически изгоев из всех секторов российского общества, когда Эстония позиционирует себя, как демонстративно антироссийское государство, особого интереса и удовольствия у российских туристов, бизнесменов, уже не говоря о российских политиках, ездить в Эстонию, естественно, нет. 

Для того, чтобы познакомиться с соседними странами, с Европой, можно поехать в ту же, родственную Эстонии, но дружественную, по большому счету, Финляндию. Та позиция и политика, которую проводит Эстония, как, впрочем, и Латвия, и Литва, это даже на фоне современных непростых международных отношений — явление уникальное. И вот вкладом в эту политику является в том числе и то, что происходит в железнодорожном сообщении. Падение товарооборота с Россией, кризис сельского хозяйства и пищевой промышленности, кризис в гостиничном секторе, в том числе в Эстонии, особенно на Северо-Востоке — это все из одной серии. А сам факт прекращения движения — строго говоря, частность.

- То есть они действуют во вред себе? Возникает вопрос, зачем они топят сами себя, страдает-то в первую очередь население.

- Что касается населения, то оно частично спасается, уезжая за пределы Эстонии, Латвии и Литвы. Позавчера Президент Латвии Берзиньш заявил, что Европейская Комиссия оценивает численность населения Латвии в 1,6 миллиона человек, что почти на 1 000 000 меньше, чем было при советской власти. Где эти люди? Нет, они не умерли, со смертностью в Латвии все нормально, обычные европейские показатели. Они рождаются, учатся и уезжают. 

Возвращаясь к вашему вопросу, почему политические приоритеты Таллина, Вильнюса и Риги отличаются от экономической логики… Три государства Прибалтики сделали свой, наверное, достаточно непростой выбор. Они отдали предпочтение жесткой антироссийской политике в ущерб своим экономическим интересам. Еще 25-30 лет назад в советских Эстонии, Латвии и Литве политологи, социологи, экономисты говорили: «Мы будем независимыми, но вы не пугайтесь! Мы — традиционный мост между Востоком и Западом. Мы будем торговать с вами и с Западом, да и сами будем от этого развиваться». Этот возглас тогда нашел отклик в СССР. А теперь Прибалтика фактически официально отказались от функций моста, по этому поводу были заявления Прибалтийских политиков. Они отказались от этих функций и предпочитают рыть траншею, затягивать границу проволокой в прямом и переносном смысле — это их выбор. Это суверенные государства, соответственно их суверенные правители несут ответственность за все свои действия. В конечном счете, очень может быть, что граждане этих стран, как, впрочем, и неграждане, зададут вопросы политикам этих стран о том, что происходит, куда девается население, что происходит с экономикой и, естественно, кто в этом виноват? В общем, все по старой схеме: кто виноват и что делать?

- При каких условиях железнодорожное сообщение между Россией и Эстонией будет восстановлено?

- Давайте зададим себе вопрос, а зачем это вообще Евросоюзу нужно? Для ЕС это — всего лишь провинциальный маршрут на далеком Востоке, который себя не окупает экономически. Структуры, занимающиеся транспортом, политикой интересуются меньше всего: «Не рентабельно? Закрываем! Рентабельно? Работаем!». 

Без радикального изменения политического курса государств Прибалтики ничего не изменится. Но никаких оснований для изменения этого политического курса на сегодня нет. 

Поэтому я не удивлюсь, если вслед за железнодорожным сообщением исчезнет и часть автомобильного, а затем и сами дороги.

Подписывайтесь на Балтологию в Telegram!

Новости партнёров